Большая Советская энциклопедия II

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся немецкие философы В. Шуппе (который в «Теоретико-познавательной логике», 1878, высказал основные идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. ф. выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критической гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с основной тенденцией неокантианства (См. Неокантианство)), И.ф. отрицает существование «вещи в себе» (См. Вещь в себе), т. е. объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. ф. продолжает учение швейцарского философа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции (См. Интроекция). Чтобы избежать субъективизма и Солипсизма, грозящих И. ф., которая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других «Я» (что непоследовательно, так как с точки зрения И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне сознания); во-вторых, часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. ф., которая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы), из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологические «выводы» требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф. — выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистического учения к объективно-идеалистическому.
За субъективный идеализм и попытку занять «третью линию» в философии И. ф. была подвергнута резкой критике в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Полн. собр. соч.,5 изд., т. 18).
Лит.:Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, «Научное обозрение», 1902, №5, 7; Леклер А., К монистической гносеологии, пер. с нем., СПБ, 1904; Шуппе В., Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6; Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Ettinger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, Gött., 1916.См. также лит. при статьяхРемкеИ.иШуппеВ.

  1. имманентная философиялат. immanens свойственный внутренне присущий ч.л. субъективноидеалистич. направление в философии кон. нач. в. Гл. представители В. Шуппе Р. ШубертЗольдерн А. Леклер М...Атеистический словарь
  2. имманентная философиялат. immanens свойственный внутренне присущий ч.л. субъективноидеалистич. направление в философии кон. нач. в. Гл. представители В. Шуппе Р. ШубертЗольдерн А. Леклер...Атеистический словарь II
  3. имманентная философияИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ течение в немецкой философии кон. нач. вв. утверждавшее что познаваемая реальность находится в сфере сознания т. е. имманентна ему. Имманентная ф...Большой энциклопедический словарь III
  4. имманентная философияИММАНЕНТНАЯ философия течение в немецкой философии кон. нач. вв. утверждавшее что познаваемая реальность находится в сфере сознания т. е. имманентна ему. Имманентная ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. имманентная философиянаправление субъективного идеализма конца XIX начала XX вв. крое исходит из тезиса о том что объект и субъект неразрывно связаны друг с другом как две стороны сознания о...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  6. имманентная философияимманенттк философия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. имманентная философиясубъективноидеалистич. направление в философии отождествляющее бытие познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания дейс...Советский философский словарь
  8. имманентная философияИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ течение в немецкой философии кон. нач. вв. утверждавшее что познаваемая реальность находится в сфере сознания т. е. имманентна ему. Имманентная ф...Современный энциклопедический словарь
  9. имманентная философияИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ филос. направление отождествляющее познаваемую реальность с содержанием сознания. Основные идеи И.ф. высказал В. Шуппе в дальнейшем их развивали Р....Философская энциклопедия
  10. имманентная философияразновидность субъективного идеализма развитая В. Шуппе Р. ШубертЗольдерном М. Кауфманом А. Леклером И. Ремке О. Штоком Мартинетти и др. Близка эмпириокритицизму. Осн. ид...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. имманентная философияфилософское направление которое ограничивается познанием возможного опыта а опыт считает возможным лишь внутри сознания превращает бытие в сознанное бытие сознание и не в...Философский энциклопедический словарь II
  12. имманентная философияИмманентная философия так называется одно из новейших философских направлений характеризуемое отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности. С точки зр...Энциклопедический словарь
  13. имманентная философияИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ течение в немецкой философии кон. нач. вв. утверждавшее что познаваемая реальность находится в сфере сознания т. е. имманентна ему. Имманентная ...Энциклопедический словарь естествознания
  14. имманентная философиятак называется одно из новейших философских направлений характеризуемое отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности. С точки зрения И. фил. не только ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона