Большая Советская энциклопедия II

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой (См. Колёсная формула) и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
По грузоподъёмности Г. а. делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности — до 1т; малой грузоподъёмности — 1—2т; средней грузоподъёмности — 2—5т(рис. 1); большой грузоподъёмности — свыше 5m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль,рис. 2) — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями (См. Весовые ограничения) автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11ми 12м— автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22м); ширина — 2,5м, а высота — 3,8м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100т.
По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные — с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т.п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. — «кабина за двигателем» и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.
Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей (См. Легковой автомобиль) или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей (См. Главная передача), тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители (См. Тормоз-замедлитель), рулевое управление с гидравлическими усилителями.
Основные параметры некоторых современных Г. а. даны в таблице.
Параметры грузовых автомобилей
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Параметры| Грузоподъемность автомобиля,т|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|| до 1,0 | 1,5| 3 | 5 | 8 | 12|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Минимальная площадь| — | 3000х1900 | 3800х2200 | 4500х2200 | 5200х2200 | 7000х2200 |
| платформы,мм|||||||
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Погрузочная высота не более,мм| 900 | 1150| 1200| 1200| 1400| 1400|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Минимальный дорожный | 175 | 200| 240| 260| 270| 270|
| просвет,мм|||||||
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Интенсивность разгона до скорости | 15| 15| 15| 25| 25| 35|
| 50км/ч, сек|||||||
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Максимальная скорость,км/ч| 110 | 100| 90| 90| 85| 75|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Коэффициент собственного веса | 1,25 | 1,15| 0,8| 0,7| 0,65| 0,65|
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Размеры шины, дюймы (профиль| 6,00—13| 8,40—15| 7,00—18| 7,50—20| 8,25—20| 11,00—20 |
| шины—диаметр обода)|||||||
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
К основным моделям Г. а., выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1т), ГАЗ-53А (4т), ЗИЛ-130 (5т), «Урал-377» (7,5т), МАЗ-500 (8т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27т), БелАЗ-548 (40т), БелАЗ-549 (65т).
Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину (См. Газовая турбина). Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
Лит.:Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 éd., P., 1953.
Л. Л. Афанасьев.
Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).
Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18т.
Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).
Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27т(БелАЗ-540).
Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5т.

  1. грузовой автомобильсм. грузовик...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  2. грузовой автомобильсм. грузовик...Большой русско-французский словарь
  3. грузовой автомобильсм. грузовик...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  4. грузовой автомобильхарактеризуется конструктивной схемой грузоподъмностью видом перевозок колсной формулойi и компоновкой расположением кабины по отношению к передней оси. По конструктивной...Большой энциклопедический политехнический словарь
  5. грузовой автомобильvhicule industriel camion...Политехнический русско-французский словарь
  6. грузовой автомобильангл.lorry амер.u autotruck freighter hauler freight vehicle...Русско-английский автомобильный словарь
  7. грузовой автомобильtruck...Русско-английский машиностроительный словарь
  8. грузовой автомобильhauler lorry англ.u auto truck truck...Русско-английский политехнический словарь
  9. грузовой автомобильtruck...Русско-английский словарь по электронике
  10. грузовой автомобильtruck...Русско-английский словарь политической терминологии
  11. грузовой автомобильautotruck motor truck truck freight vehicle...Русско-английский строительный словарь
  12. грузовой автомобильtruck...Русско-английский технический словарь
  13. грузовой автомобильlorry амерu truck...Русско-английский юридический словарь
  14. грузовой автомобильКамиоuн м...Русско-болгарский словарь
  15. грузовой автомобильvehculo de carga vehculo comercial autocamin camioneta camin...Русско-испанский автотранспортный словарь
  16. грузовой автомобильautocarro autocarro industriale проф. с прицепом bilico camion carro...Русско-итальянский автомобильный словарь
  17. грузовой автомобильautocarro camion...Русско-итальянский политехнический словарь
  18. грузовой автомобильLastkraftwagen mu LKW mu Lastfahrzeug nu Gterkraftwagen mu Lastauto nu Nutzkraftwagen mu NKW mu Transporter mu TransportKraftfahrzeug n...Русско-немецкий автомобильный словарь
  19. грузовой автомобильGterkraftwagen Lastkraftwagen Nutzkraftwagen TransportKraftfahrzeug Gterkraftwagenem GKW Lkw Lastwagenem Lw...Русско-немецкий автосервисный словарь
  20. грузовой автомобильNutzfahrzeug Lastwagen Lastkraftwagen...Русско-немецкий политехнический словарь
  21. грузовой автомобильLastkraftwagen Lastwagen...Русско-немецкий экономический словарь
  22. грузовой автомобильcamio m...Русско-португальский словарь
  23. грузовой автомобильkamyon yk otomobili yk arabas...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  24. грузовой автомобильвантажний автомобль вантажвка...Русско-украинский политехнический словарь
  25. грузовой автомобильcamion vhicule utilitaire...Русско-французский экономический словарь
  26. грузовой автомобильnkladn auto...Русско-чешский словарь
  27. грузовой автомобильгрузовой автомобиль автомобиль для перевозки различных грузов или установленного на нм оборудования. Классификация грузовых автомобилей характеризуется их грузоподъмность...Энциклопедия техники