Большая Советская энциклопедия II

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК

ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни — период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-гомесначинается второй период жизни — период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.
Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25см. Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3см. Во вторую четверть года рост увеличивается на 2—2,5смв месяц, в третью — на 2сми в четвёртую —на 1,5см. Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-гомесжизни масса ребёнка увеличивается на 600—700г, на 2-ммес— на 800—1000г. Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы — 600г, для 2-го — 500г. К 5—6месГ. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.
Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока (См. Молоко) и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2—2,5 раза больше пищи на 1кгмассы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании (См.Вскармливание), вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5—4—6месжизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30—35мл, за каждый месяц возрастает на 20—25мл, к 3месдостигает 100мл, а к году — 250—350мл.
Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4—5 раз в сутки, позже — 2—3 раза, к концу 1-го года — 1—2 раза (при искусственном вскармливании — реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6—8-ммесжизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов, как правило, никаких заболеваний не вызывает.
Органы дыхания Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у Г. р. больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1мину ребёнка в возрасте от 2 недель до 6мес— 40—45, от 6 до 7мес— 35—40 и от 7 до 12мес— 30—35 (у взрослого — 16—20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5—3 пульсовых удара, а к концу года — 3—4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3—0,4 °С выше, чем у взрослых.
Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-ммесздоровый Г. р. довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-мумесжизни. Кожная чувствительность у Г. р. выражена хорошо.
Окружность головы, равная у новорождённого 34—36см, особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46см. На черепе прощупываются места, где есть т. н. Роднички. Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2—4смменьше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51см. Позвоночник Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).
Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-ммесначинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3месобъём движений увеличивается. Г. р. улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4месберёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6месможет сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7месвстаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9—10месстоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10месначинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8—12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.
Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3месГ. р. следует кормить через 3,5 ч, а после 3мес— через 4ч. До 3месребёнок съедает пищу, по количеству составляющую1/2массы его тела; в возрасте от 3 до 6месколичество принимаемой пищи составляет1/6, а после 7мес1/7массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3меси 50 г в сутки к 5мес). С 4месперед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с1/2чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5месГ. р. может получать1/4, а позднее1/2варёного протёртого яичного желтка в день. С 5месвводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7месв рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8месдают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11—12мес(но не в летнее время).
Уход за Г. р. строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20—22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37—36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8—9чвечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.
В первые месяцы жизни одежда Г. р. состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек,24подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости (См. Опрелость), гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.
Для детей от 2 до 9месрекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1—1,5ч, 9—10-месячный —2,5ч, от 1 года до 1,5 лет — 3—4ч. В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).
Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5меснадо развивать умение держать бутылочку, к 9—10месснимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5—6месГ. р. следует высаживать.
Прогулка входит в режим Г. р. независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3—4недпри температуре воздуха не ниже —5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10мин, в течение недели её доводят до 45мин— 1ч. 2—3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже —10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30мин. С 3—6-месячным Г. р. можно гулять при температуре —12°С, а к концу года при —15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2—3ч. Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.
Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. — Диатез экссудативно-катаральный. У этих детей с 2—5месна щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.
У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2—3месможет развиться Рахит. Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.
Дети первых 2—3месжизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме — против туберкулёза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2мес— вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную ) вводят в 5мес, а затем в 6 и 7мес, прививку против оспы делают на 10—12-ммес. Особую опасность для Г. р. представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.
Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массаж, а с 2мес— гимнастику; с 2—3месможно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2—3минв начале, постепенно увеличивается до 30миндля годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36—35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5—7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2—3—4мин. После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи.
Лит.:Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребёнок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.
Е. Ч. Новикова.

  1. грудной ребенокребенок от момента рождения до конца первого года жизни....Большой медицинский словарь
  2. грудной ребенокгрудной ребенокSuglingСинонимы грудничок грудной младенец грудняк лялька младенец пеленашка ребенок титечный ребенок...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. грудной ребёнокSugling m...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  4. грудной ребенокребенок с момента рождения и до конца первого года жизнипервые недели жизни новорожденный ребенок. Характерны быстроеувеличение роста и нарастание массы тела относитель...Большой энциклопедический словарь II
  5. грудной ребенокГРУДНОЙ РЕБЕНОК ребенок с момента рождения и до конца первого года жизни первые недели жизни новорожденный ребенок. Характерны быстрое увеличение роста и нарастание мас...Большой энциклопедический словарь III
  6. грудной ребенокГРУДНОЙ РЕБЕНОК ребенок с момента рождения и до конца первого года жизни первые недели жизни новорожденный ребенок. Характерны быстрое увеличение роста и нарастание ма...Большой Энциклопедический словарь V
  7. грудной ребёнокГРУДНОЙ РЕБНОК ребнок от момента рождения до конца первого года жизни. За это время проходят периода жизни ребнка период новорожднности до четырхнедельного возраста и г...Демографический энциклопедический словарь
  8. грудной ребёнокребнок с момента рождения и до конца первого года жизни первые нед. жизни новорожднный ребнок. Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела относительно ф...Естествознание. Энциклопедический словарь
  9. грудной ребёнокIstrongГрудной ребнокребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности продолжающийся нед. после рождения см. Новорожденный Новорожднный и грудной возра...Медицинская энциклопедия
  10. грудной ребёнокнемовля грудна дитина....Російсько-український словник сталих словосполучень
  11. грудной ребёнокinfant nurseling...Русско-английский медицинский словарь
  12. грудной ребенокsucking child suckling child nurseling...Русско-английский психологический словарь
  13. грудной ребенокN...Русско-армянский словарь
  14. грудной ребёнокгрудной ребнок [ ] Синонимы грудничок грудной младенец грудняк лялька младенец пеленашка ребенок титечный ребенок...Русско-ивритский словарь
  15. грудной ребенокlactante...Русско-испанский юридический словарь
  16. грудной ребёнокbambino lattante lattante...Русско-итальянский медицинский словарь
  17. грудной ребёнокzdainis...Русско-латышский словарь
  18. грудной ребенокгрудной ребнокSugling m....Русско-немецкий словарь
  19. грудной ребенокbrystbarn diebarn nor pattebarn spebarn voggebarn vuggebarn грудничок грудной младенец грудняк лялька младенец пеленашка ребенок титечный ребенок...Русско-норвежский словарь
  20. грудной ребёнокgodak...Русско-узбекский словарь Михайлина
  21. грудной ребёнокnourrisson...Русско-французский медицинский словарь
  22. грудной ребенокkojenec mimi miminko nemluvn...Русско-чешский словарь
  23. грудной ребёнок.strong dibarn et...Русско-шведский словарь
  24. грудной ребенокгрудной ребенок ребенок от момента рождения до конца первого года жизни....Словарь медицинских терминов
  25. грудной ребенокСимвол нового рождения усыновления и милосердия. БогиняМать часто изображается кормящей грудью младенца либо имеющей много грудей как великая кормилица. В христианском ис...Словарь символов
  26. грудной ребенокгрудной ребенок грудничок младенец ребенок грудной младенец титечный ребенок грудняк лялька пеленашка Словарь русских синонимов. грудной ребенок сущ. колво синонимов гр...Словарь синонимов II
  27. грудной ребенокгрудной ребенок грудничок младенец ребенок грудной младенец титечный ребенок грудняк лялька пеленашка...Словарь синонимов
  28. грудной ребенокГРУДНОЙ РЕБЕНОК ребенок с момента рождения и до конца первого года жизни первые недели жизни новорожденный ребенок. Характерны быстрое увеличение роста и нарастание мас...Современный энциклопедический словарь
  29. грудной ребенокГРУДНОЙ РЕБЕНОК ребенок с момента рождения и до конца первого года жизни первые недели жизни новорожденный ребенок. Характерны быстрое увеличение роста и нарастание ма...Энциклопедический словарь естествознания