Большая Советская энциклопедия II

ГОТИКА

(от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов (См. Готы))

готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась, как и Романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Вместе с тем развитие искусства Г. отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.В период Г., с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы.
Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Синтез искусств в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства Г.: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г. — время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах — всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
Г. зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской Г. способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5м) и просторен (в соборе в Амьене 118м× 33м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория (См. Трифорий)) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей (См. Травея)), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (Нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (Аркбутанами) на мощные наружные столбы (Контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма.
Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы — ажурные фронтоны (Вимперги), башенки (фиалы (См. Фиала)), завитки (Краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных («химерами»); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150—1215), Парижской богоматери (1163—1257), в Шартре (1194—1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. — в Реймсе (1211—1311) и Амьене (1220—88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах — в Германии (Кёльн, 1248—1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254—1517), Испании (Бургос, 1221—1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245—1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344—1420) и Италии (Милан, 1386—1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
В самой Франции в конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор — обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434—70). Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334—52; замок Пьерфон, 1390—1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14—15 вв.), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380—85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм, 1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Г. (конец 14 — начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304—1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421—1588).
Славу нидерландской Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521—1530) и Мехелене (1452—1578), но особенно гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, в Брюгге, 1248—1482; ратуши в Брюсселе, 1401—55, Лёвене, 1448—59, Ауденарде, 1526—37), декор которых подчас фантастически сложен и богат.
В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды — в соборе в Дареме, около 1130—33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери, 1220—1266), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г.; собор в Эксетере, между 1275—1375) и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329—77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300—15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).
В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (Ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.
Своеобразна Г. Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итальянском изобразительном искусстве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения (См. Возрождение).
В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). В Польше развитие Г. началось в 13—14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492, и Торуни, 13—14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13—14 вв. (Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готический облик Таллина определился в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400). К 14—15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматической основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во французской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чешской скульптуре (Петр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итальянского и нидерландского Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран, оказывало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества. Археологическое изучение Г. вызвало возрождение принципов готической конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации средневековых художественных ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.
Лит.:Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в средние века, Л. — М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966: Harvey J., The gothic world. 1100—1600, L., 1950; Sedlmayr H., Die Entstehung der Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes, Schauberg — Köln, 1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to fifteenth centuries, N. Y. — Wash., [1967].
Е. П. Ювалова.
Р. Кельдерманс, Д. де Вагемакере. Ратуша в Генте. 1518—35.
Южная («Масляная») башня собора в Руане. 1485—1509.
Ратуша в Штральзунде (ГДР). 1278—15 в.
Хор собора в Глостере (Англия). 1329—77.
Хор собора в Кёльне. 1248—1322.
К. Роритцер. Хор церкви Лоренцкирхе в Нюрнберге. 1439—77.
Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.
«История св. Доминика». Фрагмент стенной росписи в церкви Санто-Доминго в Пучсерде (Испания). Ок. 1300.
«Ангел». Камень. Последняя треть 13 в. Собор в Реймсе.
«Авраам и три ангела». Миниатюра из «Псалтыря св. Людовика». Франция. 1253—70. Национальная библиотека. Париж.
«Воскресение». Внешняя створка «Тршебоньского алтаря». Чехия. Ок. 1390. Национальная галерея. Прага.
«Христос и апостол Иоанн». Раскрашенное дерево. Швабия. Ок. 1320. Скульптурное собрание. Берлин.
«Гербурга» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1250—60. Западный хор собора в Наумбурге (ГДР).
Фасад собора в Страсбурге. Начат ок. 1277. Центральная часть.
«Иоанн Креститель» (фрагмент статуи). Камень. Ок. 1220. Собор в Реймсе.
Палаццо Публико в Сиене. Италия. 1297—1310.
Замок в Венсенне. Франция. 14 в.
Крепостная стена Нижнего города и башня церкви Олевисте в Таллине. 13—16 вв.
Мост Валантре в Каоре. Франция. Начало 14 в.
Барбакан в Кракове. Польша. 1498—99.
Реликварий Генриха II и Кунигунды. Позолоченное серебро, эмаль, горный хрусталь. После 1347. Исторический музей.
Схема конструкции готического храма.
Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
Разрезы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235—83.
Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211—1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг—Буххольце. ГДР. 1499—1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13—16 вв.

  1. готикаархитектурный стиль возникший в . Европе в XII в. Готические соборы отличаются высотой но они не только высоки но и очень протяженны. Напр. Шартрский собор во Франции име...Археологический словарь II
  2. готикаот итал.u gotico букв. готский от названия германского племени готов готический стиль художественный стиль между сер. и вв. завершивший развитие средневекового искусст...Архитектурный словарь
  3. готикаГотика от итал. gotico букв. готский от названия германского племени готов готический стиль художественный стиль между сер. и вв. завершивший развитие средневекового и...Архитектурный словарь (из интернета)
  4. готикаж. stile gotico Итальянорусский словарь. Синонимы стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. готикаж иск.Gotik f gotischer Stil стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. готикаготика ж иск. Gotik f gotischer StilСинонимы стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. готикаж. архит.gtico m...Большой русско-испанский словарь
  8. готикасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. готикаж. gothique f...Большой русско-французский словарь
  10. готикамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  11. готикаж.gothique f стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. готикаготический стиль итал. gotico букв. готский от назв. германского племени готов художеств. стиль господствовавший во мн. эап.европ. странах в вв. В архитектуре Г. пре...Большой энциклопедический политехнический словарь
  13. готикаот итал. gotico букв. готский от названия германского племениготов художественный стиль между сер. и вв. завершившийразвитие средневекового искусства в Зап. Центральн...Большой энциклопедический словарь II
  14. готикаГОТИКА от итал. gotico букв. готский от названия германского племени готов художественный стиль между сер. и вв. завершивший развитие средневекового искусства в Зап. ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. готикаI и ж.i Художнй стиль вропейського пзнього середньовччя який найяскравше виявився в архтектур й характеризувався легкими гострокнцевими будвлями стрмко спрямованими вгору...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. готикаГОТИКА и ж. gothique f. ит. gotico ampGT нем. Gothik. Архитектурный стиль европейского средневековьяem характеризующийся остроконечными сооружениями стрельчатыми сводами...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. готикаитал. готический герм. готы художественный стиль западноевропейского искусства второй половины Х XV веков. Термин готика был введен гуманистами Возрождения желавшими ...История и теория культуры
  18. готикаГотика Архитектурный стиль более других действующий на религиозное чувство.Синонимы стиль...Лексикон прописных истин
  19. готикаи ж.em Художественный стиль преимущественно архитектурный позднего европейского средневековья достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных устремле...Малый академический словарь
  20. готикакорень ГОТИК окончание А Основа слова ГОТИКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГОТИК А Слово Готика содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. готикаНачальная форма Готика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. готикаготика ж. Архитектурный стиль европейского средневековья характеризующийся остроконечными сооружениями стрельчатыми сводами обилием витражей и скульптурного орнамента. ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. готикаготика готика и...Орфографический словарь
  24. готикаu ж стиль...Орфографический словарь русского языка
  25. готикаготика менник жночого роду художнй стиль готика менник жночого роду форма виродження картопл...Орфографічний словник української мови
  26. готикаготика...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  27. готикаготика готики готики готик готике готикам готику готики готикой готикою готиками готике готиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. готикаОрфографическая запись слова готика Ударение в слове готика Деление слова на слоги перенос слова готика Фонетическая транскрипция слова готика [готк] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  29. ґотикаотика ки ц архт. стиль...Правописний словник Голоскевича
  30. готикаГОТИКА от итал. gotico лат. Gothi назв. германского племени готов вторгшихся в Римскую империю архитектурный и художеств. европ. стиль вв. Термин введен в эпоху Возр...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  31. готикаготика иСинонимы стиль...Русский орфографический словарь
  32. готикаЖ мн. нет arxit. qotika orta srlrd Avropada ox yaylm arxitektura stili....Русско-азербайджанский словарь
  33. готикаgothic стиль...Русско-английский политехнический словарь
  34. готикаготика ж.iGothic...Русско-английский словарь
  35. готикаготика ж. Gothic готический Gothic готический стиль Gothic style готический шрифт Gothic type black letter....Русско-английский словарь II
  36. готикаN...Русско-армянский словарь
  37. готикаГотыка...Русско-белорусский словарь
  38. готикаархит.i готыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. готикаж. архит. gotico m stile m gotico ordine m gotico...Русско-итальянский политехнический словарь
  40. готикаархитектура стил...Русско-казахский словарь
  41. готикаготика...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  42. готикаготика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  43. готикаготика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. готикаж. архит. готика Европада орто кылымдын архитектура стили....Русско-киргизский словарь
  45. готика[] gtsh[jinzh]Синонимы стиль...Русско-китайский словарь
  46. готикаgotika...Русско-латышский словарь
  47. готикаgotika...Русско-литовский словарь
  48. готикаGotik...Русско-немецкий политехнический словарь
  49. готикаж. иск. Gotik f....Русско-немецкий словарь
  50. готикаGotik...Русско-немецкий словарь по искусству
  51. готикаготикаж ....Русско-новогреческий словарь
  52. готикажestilo gtico стиль...Русско-португальский словарь
  53. готикаgotik ж архит. стиль...Русско-турецкий словарь
  54. готикаgotik slubu gotik stil...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  55. готикаgotika...Русско-чешский словарь
  56. готикаGootika...Русско-эстонский словарь
  57. готикаготикаСинонимы стиль...Русское словесное ударение
  58. готикаАрхитектурный стиль...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  59. готикаготика готический стиль фр.em gothlque от назв. герм племени готов художественный стиль преимущ. архитектурный зародившийся в в. во Франции и в позднем средневековье ра...Словарь иностранных слов русского языка
  60. готикахудожественный стиль между серединой XIIXVI вв. завершивший развитие средневекового искусства на Западе. Сменившая романский стиль Г. была преимущественно культовой и раз...Словарь исторических терминов
  61. готикасредневековый период культуры й й века стиль охватывавший в то время почти все области искусства хотя более известен в архитектуре. Сегодня произведения готического стиля...Словарь молодёжного слэнга
  62. готикаГОuТИКАstrong и ж. или сталинская готика советская готикаstrong.strongВысотные здания сталинского времени в Москве.Синонимы стиль...Словарь русского арго
  63. готикаГОТИКА и ж.iНем. Gotik Архит.Строения в готическом стиле.Известь кою замаривал в кремле архитектор Баженов не соблаговолено ль будет ея брать и употреблять в стены а осо...Словарь русского языка XVIII в
  64. готикаготика сущ. колво синонимов стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стиль...Словарь синонимов II
  65. готикаготика вд тал. gotico готський . Художнй стиль середньовчного мистецтва в кранах Захдно Центрально вропи ст. Найяскравше виявився в культовй архтектур собори в Амн Р...Словник іншомовних слів Мельничука
  66. го́тика1ГОТИКА и ж. Художнй стиль вропейського пзнього середньовччя який найяскравше виявився в архтектур характеризувався легкими гострокнцевими будвлями стрмко спрямованими вг...Словник української мови в 11 томах
  67. готикаГОТИКАstrongstrong и ж.Художнй стиль вропейського пзнього середньовччя який найяскравше виявився в архтектур характеризувався легкими гострокнцевими будвлями стрмко спря...Словник української мови у 20 томах
  68. готикаГОТИКА от итал . gotico букв. готский от названия германского племени готов художественный стиль между сер. и вв. завершивший развитие средневекового искусства в Зап. ...Современный энциклопедический словарь
  69. готикаготический стиль от ит.u gotico готский от названия герм. племени готов худож. стиль преимущественно архитектурный господствовавший в искусстве средневековой Европы с X...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  70. готикаархитектурный стиль позднего средневековья большинства стран Европы с XII по XVXVI вв. характеризуется преобладанием устремлнных ввысь архитектурных форм особой конструкт...Строительный словарь
  71. готикаГОТИКА архитектурный стиль позднего средневековья большинства стран Европы с XII по XVXVI вв. характеризуется преобладанием устремлнных ввысь архитектурных форм особой к...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  72. готикаготика готический стиль [фр. gothlque от назв. герм племени готов] художественный стиль преимущ. архитектурный зародившийся в в. во франции и в позднем средневековье ра...Толковый словарь иностранных слов
  73. готикаГОТИКА и ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектурыхарактеризующийся остроконечными сооружениями стрельчатыми сводами обилиемкаменной резьбы и скульптурных укр...Толковый словарь Ожегова
  74. готикаГОТИКА готики мн. нет ж. нем. Gotik. Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья характеризуемый стрельчатыми арками....Толковый словарь русского языка II
  75. готикаготика готика и ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры характеризующийся остроконечными сооружениями стрельчатыми сводами обилием каменной резьбы и скульпт...Толковый словарь русского языка II
  76. готикаГОТИКА и ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры характеризующийся остроконечными сооружениями стрельчатыми сводами обилием каменной резьбы и скульптурных у...Толковый словарь русского языка
  77. готикаIstrong и ж.Художнй стиль вропейського пзнього середньовччя який найяскравше виявився в архтектур й характеризувався легкими гострокнцевими будвлями стрмко спрямованими в...Толковый словарь украинского языка
  78. готикаУдарение в слове готикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове готика...Ударение и правописание
  79. готикаархт....Українсько-англійський словник
  80. готикаGotik...Українсько-датський словник
  81. готикаGotik...Українсько-датський словник
  82. готикаGotikk...Українсько-норвезький словник
  83. готикаGotikk...Українсько-норвезький словник
  84. готика[hotyka]...Українсько-польський словник
  85. готикаготика и gotyk...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  86. ґотикаzob. готика...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  87. ґотикаzob. готика...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  88. готикаготика и gotyk...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  89. готикаархт. готика...Українсько-російський словник
  90. готикаGotik...Українсько-шведський словник
  91. готикаGotik...Українсько-шведський словник
  92. готикаRzeczownik готика f gotyk m...Универсальный русско-польский словарь
  93. ґотикаСтиль в вроп. середньовчному мистецтв виник у Франц бл.em середини XII ст.em в деяких кранах дотривав до XVI ст.em знайшла втлення переважно в архтектур типов гостролуко...Універсальний словник-енциклопедія
  94. ґотикастиль в вроп. середньовчному мистецтв виник у Франц бл. середини XII ст. в деяких кранах дотривав до XVI ст. знайшла втлення переважно в архтектур типов гостролуков храм...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  95. готикаГОТИКА вд тал. gotico готський вд назви германського племен готв стиль буття та культури Зх. вропи що засвдчу х вихд за меж Середньовччя. Для Г. характерне домнування п...Філософський енциклопедичний словник
  96. готикаготика готики готики готик готике готикам готику готики готикой готикою готиками готике готиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы с...Формы слова
  97. готикаГотика от итал. gotico букв. готский от названия германских племени готов готический стиль художественный стиль явившийся завершающим этапом в развитии средневекового ис...Художественная энциклопедия
  98. готикаКоат Кито Кит Окат Итог Итак Икота Иго Гто Готика Гот Гко Гит Гик Гак Акт Аки Агит Ток Тога Тик Икт Каг Кат Катио Ока Киот Кот...Электронный словарь анаграмм русского языка
  99. готикаГотика итал.em gotico букв. готский фр.em gothique от названия германского племени готов художественный стиль преимущественно архитектурный зародившийся в XII в. во Фра...Энциклопедия культурологии
  100. готикаитал. goticoготский варварский стиль в западноевроп. искве ХПXV XVI вв. завершивший его развитие в средневековый период Средневековая эстетика. Сменившее романский стиль ...Эстетика