Большая Советская энциклопедия II

БЕЛЛИНИ (СЕМЬЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ)

Беллини(Bellini), семья итальянских живописцев ‒ основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 ‒ 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков ‒ Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние АндреаМантеньии ПаолоУччелло. С Джентиле Б. (около 1429 ‒ похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500,‒в Галлереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо ‒ Джованни Б. (около 1430‒29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг.под воздействиемПьеро делла ФранческаиАнтонелло да Мессинагармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480‒85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики ‒ДжорджонеиТициан.


Лит.:Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Künstlerfamilie Bellini, Bielefeld‒Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1‒2, Mil., 1963.