Большая психологическая энциклопедия

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

(тест способностей общих) — одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных процессов когнитивных: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и пр., — а также для определения особенностей развития интеллектуального. При помощи подобных тестов могут диагностироваться: 1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, матрица прогрессивная Равена); 2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например, шкала Векслера). В большинстве тестов интеллекта предлагается на специальном бланке установить указанные инструкцией логические отношения (классификации, аналогии, обобщения и пр.) между терминами и понятиями, из коих составлены задачи теста. Решения сообщаются письменно либо отметкой одного из нескольких наличных вариантов. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и пр.В задачах тестов действия нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и пр. Успешность испытуемого определяется количеством правильно выполненных задач, по коему выводится коэффициент интеллектуальности. Разные модификации тестов интеллекта применяются в теоретических исследованиях и практике дефектологии, для обработки результатов созданы специальные способы. Под интеллектом здесь понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В отличие от тестов достижений, они обращаются к жизненному опыту вообще. Существуют как комплексные тесты, диагностирующие различные стороны интеллекта и выносящие общую оценку, так и тесты для оценки отдельных сторон интеллекта — тесты памяти, тесты мышления вербального, тесты мышления логического и пр. Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется — способности или уровень сформированных обобщенных умений — один из актуальных в тестологии. При тестировании обычно формируются выборки по возрасту (в школе); при их формировании по образованию и статусу социальному возникают непреодолимые трудности. Так, один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Статус социальный по-разному сказывается на психическом развитии индивидов и зависит от специфики окружения и семейных условий. Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с такими факторами: 1) насколько в предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из коих строятся задачи теста; 2) насколько им усвоены именно те умственные действия, что нужны для решения задач теста; 3) может ли он произвольно актуализовать эти действия; 4) насколько сложившиеся в его прошлом опыте стереотипы мыслительные пригодны для решения задач теста. Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, его обученности, кои неминуемо сказываются на работе с тестом. Это обстоятельство послужило основанием называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта, интеллектом тестовым или психометрическим. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его интеллектом тестовым привели к тому, что некие тестологи ввели понятие «несправедливых» тестов. Эта «несправедливость» особенно резко обнаруживается тогда, когда тесты интеллекта, разработанные для общности с определенным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Тесты интеллекта, «свободные от культуры», создать нельзя. По сути, интеллект тестовый показывает уровень развития умственного индивида, критерием коего выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов интеллекта. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.

  1. тест интеллектаintelligence test совокупность единиц обычно размещаемых в порядке возрастания сложности с целью проверки уровня индивидуального интеллекта посредством оценки его КИ коэ...Большой толковый социологический словарь
  2. тест интеллектасовокупность единиц обычно размещаемых в порядке возрастания сложности с целью проверки уровня индивидуального интеллекта посредством оценки его КИ коэффициент интеллекта...Глобальная экономика. Энциклопедия
  3. тест интеллектаособый класс тестов направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач....Психологическая диагностика
  4. тест интеллектасм. тест умственных способностей...Русско-английский психологический словарь
  5. тест интеллектаintelligence test интеллектуальный тест умственный тест. Тест предназначенный для измерения уровня умственного интеллектуального развития испытуемого. Т.н. А Бине и Т. Си...Словарь терминов и понятий тестологии