Большая психологическая энциклопедия

МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

(ситуативные синонимы: стихийное массовое поведение; коллективное поведение) — сходство психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма (см.конформность) эмоционального резонанса (циркулярная реакция). К М. я. относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые политические движения и т. д. М. я. были из числа первых феноменов, попавших в сферу интересов зарождавшейся социальной психологии. Их систематическое изучение было начато в рамках двух независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии: психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Парето). В России конца XIX — начала ХХ веков М. я. изучались М. Г. Михайловским (субъективная социология), В. М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевским (гелиопсихология).В настоящее время М. я. — предмет исследования психологии больших групп, политической психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга.

  1. массовидные явлениясовпадающие оценки и установки принятые СТЕРЕОТИПЫ и внушенные образцы поведения связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей как...Политическая психология. Словарь-справочник