Большая психологическая энциклопедия

ИННОВАЦИИ: ВЛИЯНИЕ МЕНЬШИНСТВА

Разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом. Для этого необходим ряд следующих условий: • Меньшинство должно с самого начала выражать четкую позицию. • Меньшинство должно твердо придерживаться своей позиции, несмотря на давление большинства. • Представители меньшинства должны действовать согласованно друг с другом. Сушественным открытием в этой области является то.что влияние меньшинства ощущается лишь через некоторое время. Таким образом, последовательно выражаемое мнение меньшинства формирует ряд межличностных процессов, что приводит к постепснному отходу от позиций большинства. Это связано со следующимп причинами: • Согласно принциипу инновации, члены группы большинства производят характерную атрибуцию, рассматривая представителей меньшинства как уверенных людей, неизменных в своем мнении. • Поскольку мнение меньшинства продолжает выражаться, несмотря на давление и несогласие большинства, его воздействие усиливается (Принцип нарастапия). • Все это заставляет представителей большинства серьезно относиться к мнению меньшинства. Если они уже не так уверены в собственном мнении, то могут склониться на сторону меньшинства. Если представители большинства один за другим начинают переходить на сторону меньшинства, то возникает эффект «снежного кома», когда влияние менынинства становится все более выраженным. Влияние меньшинства становится особенно сильным, если оно отстаивает позиции, соответствующие возникающим общественным нормам (см. Zeitgeist), а не противоречащие им.