Большая психологическая энциклопедия

ИГРА ЖИВОТНЫХ

активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим — особенно хищникам и обезьянам, — направленная на условное моделирование некоей биологической формы взаимодействия с внешним миром. Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не приводящее к биологически значимым результатам.Как правило, игра возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной: 1) отработка особенно сложных двигательных актов; 2) налаживание сенсорно-нейромоторных систем; 3) формирование видоспецифических компонент поведения; 4) совершенствование общей лабильности поведения; 5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения; 6) обретение навыков общения; 7) широкое ознакомление с внешним миром — в частности с помощью разнообразного и многостороннего манипулирования предметами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только у высших позвоночных — млекопитающих и птиц, что указывает на их исключительное значение для развития онтогенетического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расценивает игры животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом, «игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений «обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого.