Большая биографическая энциклопедия

ЛУКИН, ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ

— писатель-драматург второй половины XVII столетия; родился 8 июля 1737 г., был невысокого происхождения и относительно положения своего в свете сам впоследствии говорил, что рожден был "к принятию одолжений от сердец великодушных". Сведений о том, где и чему учился Лукин в молодости, не сохранилось; известно только, что он рано поступил на военную службу и 25-ти лет был уже майором, сильно увлекался в эту пору игрою в карты, а затем, около 1763 г., "отстав от игры и от службы воинской", пристрастился "к словесным наукам", занявшись преимущественно переводом и переделкой французских комедий. К этому времени, по всей вероятности, относится и его поездка в Париж, где он мог лично познакомиться с современным ему французским театром. То обстоятельство, что литературные противники Лукина упрекали его впоследствии званием "копеиста", дает возможность предполагать, что именно в этой должности он начал свое служебное поприще по выходе из военной службы. В 1765 г. он состоял уже секретарем при кабинет-министре И. П. Елагине, который был тогда и вице-президентом в главной дворцовой канцелярии. В лице Елагина Лукин нашел себе влиятельного покровителя, который, по словам Фонвизина, вывел его "из ничего в люди"; тот же Фонвизин, бывший сослуживцем Лукина и сильно к нему нерасположенный, говорит, что впоследствии Лукин потерял доверие своего покровителя, но надо думать, что это охлаждение было только временным неудовольствием, так как Лукин продолжал оставаться при Елагине, находился с ним в близких отношениях по масонским делам и повышался по службе: в 1769 г. он был надворным советником, в 1774 г. — коллежским советником и членом главной дворцовой канцелярии, а в 1791 г. он, уже в чине действительного статского советника, упоминается, как присутствующий в придворной конторе, президентом которой был тогда Г. Н. Орлов. В последней должности Лукин скончался 9 июля 1794 г.

Литературная деятельность Лукина началась также под покровительством Елагина, который в то время уже составил себе репутацию хорошего писателя и переводчика.У него находили талант и литературный вкус, слог его считался образцовым; его называли первым, после Ломоносова, писателем в прозе, вследствие этого его руководство для молодого писателя могло быть очень полезно; и Лукин действительно называет его своим учителем, а в "посвящении" к своему первому печатному труду определенно, говорит, что всеми своими знаниями в "словесных науках" обязан исключительно Елагину, который развил в нем его всегдашнюю склонность к литературным занятиям, вразумил "к познанию прямой в них красоты" и побудил к "упражнению". Этот первый литературный труд Лукина был перевод, совместно с Елагиным, знаменитого в свое время романа: "Приключения маркизаГ.(Глаголя),или Жизнь благородного человека, оставившего свет" (СПб., 1756—65 гг.), в шести частях, из которых две последние переведены Лукиным. Работая над этим переводом, Лукин одновременно принялся переводить и французские комедии: в 1763 г. он перевел комедию Реньяра "Les Menechmes", озаглавив ее "Менехмы, или Близнецы"; в 1764 г. напечатал в Москве вольный перевод комедии Кампистрона "Ревнивой, из заблуждения выведенный", а в 1765 г. вышло целое собрание его сочинений под общим заглавием: "Сочинения и переводы Владимера Лукина", в двух частях. Сюда вошло несколько пьес: "Мот, любовью исправленной", оригинальная комедия в пяти действиях; "Пустомеля", комедия в одном действии, представляющая переделку пьесы Буасси "Le Babillard"; "Награжденное постоянство", комедия в пяти действиях — переделка из "L'amante amant" Кампистрона и "Щепетильник", комедия в одном действии — переделка французской пьесы "Boutique de bijoutier", переведенной с английского. Все эти пьесы снабжены более или менее пространными предисловиями и посвящениями: из них "Мот" посвящен Елагину, а "Щепетильник" другу автора — Ельчанинову, молодому писателю, имевшему также некоторое влияние на литературные опыты Лукина. Три года спустя по выходе в свет первых сборников, напечатаны были еще две комедии, переделанные Лукиным с французского: "Тесть и Зять", комедия в трех действиях, вольный перевод с комедии Колле "Depuis et Deronnais" (СПб. 1768 г.), и "Разумной Вертопрах", комедия в трех действиях, вольный перевод с комедии Буасси "Le sage Etourdi" (СПб., 1768 г.), а в следующем году появилась его комедия в пяти действиях "Задумчивой", переложенная на российские нравы с комедии Реньяра "Le Distrait". Наконец, Лукину же приписывается вольный перевод комедии Мариво "La seconde surprise de l'amour" под названием "Вторично вкравшаяся любовь" (1773 г.) и драма "Благодеяние приобретает сердца", которая, однако, в каталогах Сопикова и Смирдина отмечена, как перевод с французского А. С. Шишкова. Из перечисленных комедий Лукина многие тогда же появились на сцене придворного театра и, по свидетельству современников, были "изрядно принимаемы" и "аплодированы очень много", а в "Записках" С. П. Порошина, под 19 января 1765 г., отмечено даже, что после представления "Мота" "изволил Его Высочество (в. кн. Павел Петрович) автора призывать к себе в ложу; пожаловал его к руке и хвалил за труд"... Поощренный таким лестным вниманием, Лукин в августе и сентябре того же года последовательно поднес вел. князю (вероятно, не без содействия своего мецената Елагина) два тома своего собрания "Сочинений и переводов". Но если, с одной стороны, вел. князь и публика придворного театра благосклонно относились к комедиям Лукина, то, с другой стороны, современная литературная критика встретила их самым враждебным образом. Уже в предисловиях к своим первым печатным трудам Лукин говорит о своих хулителях и злоязычниках, которых было, по-видимому, очень много; к их числу принадлежали: и Фонвизин, известный писатель и сослуживец Лукина, и представитель ложного классицизма Сумароков, который судя по словам Порошина, не переносил даже упоминания о Лукине, и в особенности издатели сатирических журналов, во главе с Новиковым. Впрочем, литературная критика Екатерининских времен, не шедшая, в большинстве случаев, дальше сатиры "на лицо" и разбора отдельных слов и выражений, не могла дать правильной оценки комедий Лукина и ограничивалась почти исключительно грубой бранью, сплетнями и мелочными нападками на язык и орфографию его сочинений. В особенности же сатирические журналы 1769—1770 г. не могли простить ему непочтительное отношение к "славным русским сочинениям", под которыми понимались, конечно, творения "Российского Вольтера" — Сумарокова. Целый ряд сатирических органов ("Трутень", "Смесь", "Адская Почта", "Всякая Всячина", даже невинный журнал "Полезное с приятным") обрушился за это на Лукина. Его изображали глупцом, льстецом, напыщенной бездарностью; пародировали его слог и действительно несколько странный язык; смеялись над его обращениями в предисловиях к "благосклонным читателям"; не щадили даже личной жизни бывшего "игрока", "старого копеиста", ставшего переводчиком. Главной причиной всех этих грубых, бранчивых, а иногда и непристойных насмешек была действительно смелая для своего времени попытка Лукина подвергнуть критике господствовавшее в литературе ложноклассическое направление. Он восставал против рабского подражания французским образцам; в то время, когда пальма первенства в комедии и трагедии безусловно присуждалась Сумарокову, он позволял себе думать о его литературных сокровищах иначе, "и его мнения о современной ему комедии, говорит Пыпин, дают нам возможность видеть в нем более рассудительного человека, чем представляли его противники". В длинных предисловиях к своим комедиям Лукин, между прочим, развивает свои литературные понятия. Здесь верно отмечен им главный недостаток современной ему комедии — отсутствие русской жизни в самой сущности комедии, — изображение вещей, "не наше поведение знаменующих"; для русской комедии он требовал русского содержания и народного языка и надеялся, что придет пора, когда произведения Сумарокова "прилежнее рассмотрятся", а комедия из рабски подражательной станет истинной воспитательницей нравов и строго национальной. В своих собственных драматических переделках он поэтому останавливался исключительно на явлениях знакомых и свойственных русской жизни; иностранные имена заменял русскими; старался писать разговорным языком (критика осуждала его за "новые выражения"), держась того мнения, что "надлежит в русском быть чему ни есть русскому", он в одну из своих комедий ("Щепетильник") ввел даже два лишние против оригинальной пьесы лица, двух простых русских работников, и заставил их объясняться костромским говором, но дальше этого он пойти не мог; во всем остальном его комедии не возвышались над общим уровнем других переводных комедий Екатерининской эпохи. "Недостаток дарования мешал ему приложить свои теоретические понятия к делу; у него было только предчувствие того, что это возможно и как возможно"... В этом понимании главных недостатков современной ему литературы и заключается главное литературное значение Лукина; произведения его, как не отмеченные печатью таланта, скоро были забыты, а сам он за свои новшества у современников прослыл за "хулителя славных сочинений". "Литература — говорит Пыпин — не вдруг могла произвести жизненные типы фонвизинских комедий; для этого она должна была сначала пройти низшие классы своей школы, и характер этих классов мы видим в тех литературных понятиях и нравах, какие представляют нам Лукин и его противники". В настоящее время Лукин может рассматриваться не только, как предшественник Фонвизина, но даже как предвестник так называемой "натуральной школы". Интересно отметить и то, что со своей проповедью обращения к народности Лукин выступил в то время, когда еще в полной силе господствовало высокомерное презрение к "подлому" народу, и горячо приветствовал основание народного театра (в 1765 г.), от которого ожидал большой пользы не только для народа, по и для самой литературы.

А. Н. Пыпин

,статья о Лукине в издании его сочинений и переводов под редакцией П. А. Ефремова, СПб., 1868 г.; здесь же помещен и указатель статей и заметок о нем, стр. 504—509. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, полутом 35, стр. 99, 91.

{Половцов}

Лукин, Владимир Игнатьевич

— драматург, предшественник Фонвизина, подготовивший комедиями обличительного характера появление "Недоросля". Биографические сведения о Л. очень скудны. Известно, что он род. в 1737 г., был в военной службе, потом состоял секретарем при кабинет-министре И. П. Елагине, с 1774 г. числился в главной дворцовой канцелярии, а в 1794 г. умер, в чине ДСС. Литературную деятельность Л. начал под покровительством Елагина, поощрявшего литературные занятия своих подчиненных. Первым литературным произведением Л. был перевод, совместно с Елагиным, порнографического романа "Приключения маркиза Г. (Глаголь), или жизнь благородного человека, оставившего свет" (1756—1765), пользовавшегося в свое время огромной популярностью. Затем Л. принялся переводить, сочинять и переделывать комедии, из которых наиболее известны: "Менехмы или близнецы" (1763), "Ревнивый из заблуждения выведенный" (1764), "Мот, любовью исправленный" (1765), "Пустомеля", "Щепетильник", "Вертопрах" (1768) и др. Все комедии Л., за исключением "Мота, любовью исправленного" — переводы с французского; они не возвышаются над уровнем посредственности и вскоре были забыты, хотя сначала и пользовались успехом, несмотря на беспрестанные нападки сатирических журналов с Новиковским "Трутнем" во главе. Полемике с ними Л., по-видимому, более обязан своей известностью, нежели самым сочинениям своим. Л. обвиняли в том, что он не хвалит "славных русских сочинителей", даже самого "Российского Вольтера" Сумарокова, и находили дурным то, что было самое оригинальное в его творчестве, — "новые выражения", стремление к самостоятельности, к простоте русской речи и т. д. В последнем отношении Л. может считаться не только предшественником Фонвизина — который, как к сопернику, относился к нему неприязненно, несмотря на огромную разницу их дарований, — но даже предтечей так называемой "натуральной школы". Являясь в тогдашней подражательной литературе ревнителем народности, Л. требовал от комедии русского содержания и понимал ложность направления, принятого русской драмой. Он верил, что придет пора, когда писания Сумарокова "прилежнее рассмотрятся", а комедия из грубо-чувственной и шаблонной станет воспитательницей нравов и строго национальной. Он первый приветствовал появление народного театра в СПб., на Пасхе 1765 г., видя в нем благотворное и полезное занятие для простого, необразованного человека. "Сия народная потеха, — писал Л к своему другу Ельчанинову, — может произвесть у нас не только зрителей, но со временем и писцов (т. е. писателей для театра), которые сперва хотя и неудачны будут, но впоследствии исправятся", — мысли весьма замечательные для того времени, когда "в литературных понятиях господствовала натянутая и безжизненная чопорность, а в жизни — презрение к народу" (см. предисл. А. Н. Пыпина к "Сочинениям и переводам В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова", изд. П. А. Ефремова, СПб.

1868).

Б. Н.

иВ. Д.

{Брокгауз}

Лукин, Владимир Игнатьевич

драматический писатель, действительный статский советник, р. 8 июля 1737, † 9 июля 1791 г.

{Половцов}

Лукин, Владимир Игнатьевич

[1737—1794] — драматург екатерининской эпохи, предшественник Фонвизина в области бытовой комедии, сторонник национализма и реализма в литературе. Род. в мелкопоместной семье. Начал службу простым копиистом Сената [1752—1754], затем был военным, в Семилетнюю войну побывал за границей. С 1765 пользовался покровительством кабинет-министра И. П. Елагина, при котором был секретарем; известен их совместный перевод популярного в XVIII в. романа "Приключение маркиза Г.".

Л. написал ряд комедий-переделок с французского и оригинальную комедию "Мот, любовью исправленный" [1765]. Комедии Л. представляют собой переход от простых заимствований к самобытной комедии. Допуская для драматического писателя необходимость заимствования, Л. требовал от автора "склонения на наши обычаи" и горячо восставал против комедий Сумарокова за отсутствие в них связи с русской жизнью. По своим теоретическим взглядам Л. — выдающийся критик данной эпохи (см."Критика"), понимавший важность преобразования театра. Лукину были чужды эстетические каноны "высокого" придворного классицизма. Он требовал национальных сюжетов, введения новых демократических персонажей, наделенных достоинствами и здравым смыслом, сочувствия крепостному крестьянину. Отвлеченность аристократической классической комедии сменяется у Лукина слабыми пока еще проблесками классовой оппозиции, либерализмом, отражением определяющейся экономической борьбы (ср. "Щепетильник" Лукина). Восставая против условностей классицизма и стремясь к "народности", Лукин защищал внешние элементы спектакля, ратовал за устранение при переделках черт чуждого быта, за введение русских имен, народных оборотов русской речи. До того, что содержание комедии дается жизнью общества, а не измышляется искусственно, Лукин не дошел. На практике Лукин зачастую во власти старых приемов письма. В этом смысле творчество Л. противоречиво: с одной стороны, он испытывает несомненное воздействие буржуазной "слезливой драмы", и пьесы его изобилуют жалостными персонажами, с другой стороны, они все же не лишены схематизма. Действующие лица — носители той или иной человеческой черты, аллегорически выражающейся в их именах. Л. считал театр трибуной, стремился принести "пользу общественную", отсюда дидактизм, повлекший за собой ослабление динамики его пьес. Комедии Л. "Мот" и "Пустомеля" имели сценический успех. За свои нововведения Л. подвергся резким нападкам сатирических журналов. Л. первый приветствовал открытие низового театра в Петербурге в 1765, где играли любители — мастеровые, фабричные, наборщики и т. д.

Библиография

:I.Сочин. и переводы, 2 чч., СПб, 1765; Сочин. и перев. В. И. Лукина и Б. Е. Ельчанинова, ред. П. А. Ефремова, вступ. ст. А. Н. Пыпина, изд. И. И. Глазунова, СПб, 1868.

II. Солнцев В. Ф., "Всякая всячина", "Спектатор", К истории русской сатирической журналистики XVIII в., 1892; Б. В., В. И. Лукин, "Ежегодник ими. театров", 1893—1894; Иванов Ив., История русской критики, часть 1, СПб, 1896; Тихонравов Н. С., Сочин., т. III, ч. 2, М., 1898; Варнеке Б. В., История русского театра, ч. 1, Казань, 1908; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, Москва, 1929; Всеволодский-Гернгросс B. П., История русского театра, т. II, М., 1929.

III. Геннади Гρ., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Mезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, часть 2, СПб, 1902; Венгеров C. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.

Т

.Берхен-Глаголева.

{Лит. энц.}


  1. лукин владимир игнатьевичЛукин Владимир Игнатьевич драматург . Служил в военной службе был секретарем при кабинетминистре Елагине. Он первый в русской литературе выступил с протестом против ус...Биографический словарь
  2. лукин владимир игнатьевичЛукинstrong Владимир Игнатьевич [. Петербург . там же] русский драматург и переводчик. Родился в семье придворного лакея. Начал службу копиистом в Сенате в был секретар...Большая Советская энциклопедия II
  3. лукин владимир игнатьевичдраматург . Служил в военной службе был секретарем при кабинетминистре Елагине. Он первый в русской литературе выступил с протестом против условностей классицизма и кра...Большой российский биографический словарь
  4. лукин владимир игнатьевичЛУКИН Владимир Игнатьевич русский писатель. Комедия Мот любовью исправленный положила начало сентиментализму в русском театре....Большой Энциклопедический словарь V
  5. лукин владимир игнатьевичЛУКИН Владимир Игнатьевич русский драматург. Комедия Мот любовью исправленный переделки иностр. комедий Щепетильник Пустомеля Награжденное постоянство все . Критика. ...Литературный энциклопедический словарь
  6. лукин владимир игнатьевичЛукин Владимир Игнатьевич [ VII Петербург ] VII там же похоронен в АлександроНевской лавре]. Сын придворного лакея или истопника он на протяжении всей жизни подверга...Словарь русского языка XVIII века
  7. лукин, владимир игнатьевичЛукин Владимир Игнатьевич драматург предшественник Фонвизина подготовивший комедиями обличительного характера появление Недоросля. Биографические сведения о Л. очень ску...Энциклопедический словарь
  8. лукин владимир игнатьевичдраматург предшественник Фонвизина подготовивший комедиями обличительного характера появление Недоросля. Биографические сведения о Л. очень скудны. Известно что он род. в...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона