Большая биографическая энциклопедия

ВЕРЕСАЕВ

— псевдоним В. В. Смидовича (см.).

{Брокгауз}

Вересаев

[1867—] — псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Род. в гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПб. университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к литому кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах: "Новое слово", "Начало", "Жизнь". В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой Манджурии.

Началом лит-ой деятельности В. следует считать конец 1885, когда он помещает в "Модном журнале" стихотворение "Раздумье". Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а пролетариат — крестьянству. Творчество писателя этого времени — переход от 80-х гг. к 900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии В. пишет: "Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и. меня... Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью".Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь "безумству храбрых"; В. не увлекся "возвышающим обманом", он не убоялся "тьмы низких истин". Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и революционным движением. Поэтому В. и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.

В 1894 была написана повесть "Без дороги". Автор дает картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением "проклятых вопросов" к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова: "Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне дает? Оно уже давно мертво". Чеканов не хочет признать, "что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии" и погибает. В годы бездорожья, когда героически пала после уничтожения Александра II "Народная воля", интеллигенция действительно мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи, жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются "Критические заметки об экономическом развитии России" Струве, выходит книга Бельтова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское "Новое слово", потом "Начало" и "Жизнь". В 1897 В. дает повесть "Поветрие". Наташа уже не томится "беспокойными исканиями", "она нашла дорогу и верит в жизнь", "от нее так и веет бодростью, энергией, счастьем". Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.

К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между "политиками" и "экономистами". В декабре 1900 начинает выходить "Искра". Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит "Освобождение" — орган либеральной буржуазии. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью

зачитывается кадетско-идеалистическим сборником "Проблемы идеализма". Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции. Этот процесс нашел свое отображение в повести "На повороте", вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает: "я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности". Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и "чтобы все это покрывалось широким общественным делом" и не требовало больших жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна "больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме". Сергей — с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, "но он хочет прежде всего верить в себя". Ой, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.

Война и пятый год нашли отражение в записках "На войне". Пронеслась революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть "К жизни". Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, "Я" и человечества вообще.

В первые годы Октябрьской революций интеллигенция настолько растерялась, что совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в 1922 роман "В тупике". Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не зная, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

Такова написанная В. художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.

В. — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, правда случайные и для его творчества не характерные. В повести "Конец Андрея Ивановича", в очерке "На мертвой дороге" и в ряде других произведений писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой сознательности. В прекрасном очерке "Лизар" рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время "Записки врача", в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе. Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная "Живая жизнь" (две части). Это теоретическое оправдание повести "К жизни"; здесь автор вместе с Толстым проповедует: "Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!.." "Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в самые недра". Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.

За годы революции вышли работы В.: "В юные годы" (Воспоминания); "Пушкин в жизни"; переводы с древнегреческого: "Гомеровы гимны", "Работы и дни" Гезиода.

По манере письма В. — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Библиография

:II. Кpанихфельд В., В. В. Смидович, "История русской литературы", под ред. Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908—1912; Львов-Рогачевский, В. В. Вересаев, "Русская литература XX в.", под редакцией С. Венгерова, т. I, М., 1914; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Луначарский А. В., Этюды, М. — П., 1922.

Валерьян Полянский.

{Лит. энц.}


  1. вересаевимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. вересаевнаст. фам. Смидович Викентий Викентьевич русскийписатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже вв. Бездороги Записки врача . Критикофилософские произведения оФ...Большой энциклопедический словарь II
  3. вересаевнастоящая фамилия Смидович Викентий Викентьевич Тула Москва русский писатель литературовед переводчик. Сын известного в Туле врача мать Вересаева организовала у себя в...Литература и язык. Современная энциклопедия
  4. вересаевВЕРЕСАЕВ псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. в гор. Туле в семье врачаобщественника. Окончив классическую гимназию он поступа...Литературная энциклопедия
  5. вересаев[] псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. в гор. Туле в семье врачаобщественника. Окончив классическую гимназию он поступает на ис...Литературная энциклопедия II
  6. вересаевВЕРЕСАЕВ псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. в гор. Туле в семье врачаобщественника. Окончив классическую гимназию он поступа...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. вересаевНачальная форма Вересаев единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  8. вересаевВЕРЕСАЕВ настоящая фамилия Смидович Викентий Викентьевич русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже вв. Без дороги Записки врача . Критикофилософски...Русская энциклопедия
  9. вересаевВЕРЕСАЕВОтчество от прозвища Вересай возможно из диалектного вересить по В.И.Далю арханг. курить дымить чадить. НИсточник Словарь русских фамилий. ОномастиконОтчество о...Словарь фамилий
  10. вересаевВЕРЕСАЕВ наст . фам. Смидович Викентий Викентьевич русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже вв. Без дороги Записки врача . Критикофилософские прои...Современный энциклопедический словарь
  11. вересаевЕра Евсеев Евр Сев Ева Север Вес Вересаев Верес Вар Ваер Асеев Аверс Серв Ввс Веер Вера Сера Севр Все Рев...Электронный словарь анаграмм русского языка
  12. вересаевВересаев псевдоним В. В. Смидовича см....Энциклопедический словарь
  13. вересаевпсевдоним В. В. Смидовича см....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона