Большая биографическая энциклопедия

АПОЛЛОС БАЙБОКОВ

— Епископ сперва Орловский, а потом Архангелогородский, Член Императорской Российской Академии, родился 1745 года в Малороссии, обучался сперва в Московской Духовной Академии, потом в Московском Университете, а по окончании наук был в помянутой же Академии по 1775 год учителем Поэзии и Риторики, и при сих должностях 1774 года пострижен в монашество. С 1775 года он определен в Семинарию Троицкой Сергиевой Лавры прямо Ректором и Богословии учителем, и в сем звании был 8 лет. В 1783 году произведен во Архимандрита Московского Заиконоспасского Монастыря, с званием Московской Академии Ректора и Богословии учителя. В 1786 году, при окончании чреды его Священнослужения в С.-Петербурге, переведен в Воскресенский Монастырь, Новый Иерусалим именуемый; а в 1788 году Июня 5 хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. Оттуда в 1798 году Октября 26 переведен в Архангельск, и там в 1801 году Мая 14 скончался на 55 году от рождения; а погребен в Холмогорах, где обыкновенно погребаются Архангелогородские Архиереи.

Сочинения его: 1)Правила Пиитические Российского и Латинского стихотворения,изданные в 1-й раз 1774 г. в Москве, и с тех пор Н. Н. Бантыш-Каменский с поправками и прибавлениями сочинителевыми напечатал оных девять изданий. Книга сия принята была классическою во всех Российских Духовных Семинариях, пока учили в них Поэзии; 2)Речь,говоренная им в публичном собрании Московской Академии пред некоторыми знаменитыми посетителями 1774 г,, и в Москве тогда же напечатанная в 4 долю листа; 3)Иеффай,Священная Трагедия, прозою, напечатана в Москве 1778 г. и вторично 1782 г.; 4)Афанат и Фнит,или неразрывный союз двух братьев, Аллегорическая повесть, изъясняющая сообщение души с телом; напечатана в Москве 1780 г.; 5)Лишенный зрения Ураний,Богословская Аллегорическая повесть, в которой, под лицомУрания,изъясняются все три состояния человека, рассматриваемые в Богословии; в первый раз напечатана она в Москве 1781 г., а потом 1784 г.там же, со многими поправками, прибавлениями и примечаниями; 6) НесколькоБогословских,Философических и Исторических рассуждений,читанных в собраниях Сергиево-Лаврской Семинарии, с присовокуплением несколькихдетских разговоровна Российском и Латинском языках, там же говоренных. Все они совокупно напечатаны в одной книге 1781 г. в Москве; 7)Словарь Пиитико-Исторических примечаний,напечатан 1781 г. в Москве, и с тех пор присовокупляем был при изданияхПравил Пиитическихсегож сочинителя; 8)Общий способ учения для всякого состояния свободных людей нужный,предложен в письме Князю Н.И. Трубецкому, напечатан 1781 г. в Москве; 9)Увеселительные загадки с нравоучительными отгадками,в стихах, напечатаны 1781 г. в Москве; 10)Вера,Надежда и Любовь,Трактат Богословский, в котором обстоятельно изъясняются сии добродетели во всех своих видах и отношениях. Содержание сей книги большею частию заимствовано изАпологии Броуновой;но расположено другим порядком; напечатана 1782 г. в Москве; 11)Евгеонит,или созерцание в натуре видимых Божиих дел.Книга сия также составлена из выписок, почерпнутых из Фонтенеля, Эйлера, Крафта и других; расположена на 7 вечеров и дней, и после каждого размышления приложены разного рода нравоучительные стихотворения; а вся книга заключается изъяснением 104 Псалма; напечатана 1782 г. в Москве; 12)Кто есть истинный друг?иносказательное с нравоучением повествование; напечатана 1783 г. в Москве, все сии книги изданы в 8 долю листа; 13)Изъяснение на Послание Св. Апостола Павла к Ефесеем и к Галатом,публично преподаванное в Московской Академии 1784 г.; напечатано 1785 г. в Москве в 4 долю листа; 14)Изъяснение на первое Послание Св. Апостола к Коринфяном и к Солуняном,преподаванное публично в той же Академии 1784 г., напечатано в Москве 1786 г. в 4 долю листа; 15)Изъяснение двух Посланий Св. Апостола Павла к Филипписеем и Колоссаем,преподаванные в той же Академии 1785 г., напечатано тогда же в Москве в 4 долю листа; 16)Собрание нескольких Поучений,говоренных им на чреде в С.-Петербурге и изданных им же под названиемДар для Благодетелей и Друзей;напечатано в С.-Петербурге 1787 г. в 8 долю листа; 17)Грамматика,руководствующая к познаниюСлавено-Российского языка,напечатана в Киево-Печерской Лавре 1794 г. Славянскими буквами в 4 долю листа; 18) Оначале Церковного молитвословия,Часов,Вечерни,и о чине Божественной Литургии.Сия книга не издана, но подлинником находится в библиотеке Святейшего Синода, в С.-Петербурге. Ему же приписывают еще следующие две книги: 19)Христианский Календарь,с выписками из Св. Писания на каждый день и с приложением размыслительных Стихотворений, также молитв, од и других сочинений стихами и проч., напечатано в Москве 1784 г. в 8 долю листа; 20)Натура и Благодать,или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного,в рассуждении вечного спасения,с приложением таблиц о должностях и качествах человека; напечатана 1785 г. в Москве в 8 долю листа; 21) Из переводов его с Латинского напечатаны: 1)Речь,которую говорил оклеветанный Велисарий пред Иустинианом Государем своим, переведена из Прокопиевой Греческой Истории, напечатана в Москве 1778 г. в 4 долю листа и вторично 1781 г. в 8 долю листа; 2)Христианская Философия,или руководство к небесам,содержащее в себе лучшие из Св. Писания,Св. Отец и древних Философов нравоучения,сочинения Кардинала Боны, с прибавлением рассуждения, почерпнутого из мыслей Св. Иоанна Златоустого:для чего Бог попускает праведным в сей жизни претерпевать разные роды нещастий?напечатана в Москве 1774 г. и вторично 1782 г. в 8 долю листа; 3)Песни Духовные Геллерта,преложенные стихами по буквальному переводу, ему доставленному с Немецкого подлинника, напечатаны в Москве 1775 г. и вторично 1782 г., там же в 8 долю листа; 4)Статистика,или краткое руководство к познанию натурального,Церковного,политического,экономического и учебного состояния некоторых знатнейших Европейских Государств.Сия книга переведена из Латинских Статистических лекций Университетских, преподаванных в 1773 г. Истории Профессором Рейхелем, у которого переводчик слушал оные; напечатана в Москве 1775 г. в 8 долю листа. Редкие из библиотеки своей рукописные и печатные книги завещал он отдать Графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину.

{Болховитинов}


  1. аполлос байбоковЕпископ сперва Орловский а потом Архангелогородский Член Императорской Российской Академии родился года в Малороссии обучался сперва в Московской Духовной Академии потом...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)