Биографический словарь

НИЛ СОРСКИЙ

Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества; протоиерей Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками, - "заволжскими старцами", с Нилом Сорским во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением. По возвращении на родину (между 1473 и 1489 годами) Нил основывает скит, собирая около себя немногочисленных последователей, "которые его были нрава", и, предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями. Несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимает участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым "новгородским еретикам" и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший "учитель" Паисий Ярославов , держались, по-видимому, более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. новгородский архиепископ Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хотел "поговорить" с ними и приглашал их к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия; кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский.Между тем оба старца не относятся к ереси безучастно. Оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора: первоначально все иерархи "стали крепко" и единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоить" - в конце же собор ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию... Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев . Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; но на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца". Литературные произведения Нила Сорского - ряд посланий, небольшое Предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский устав, покаянная молитва, напоминающая несколько великий канон Андрея Критского, и предсмертное Завещание. Важнейшие из них - послания и устав: первые служат как бы дополнением к последнему. Общее направление мыслей Нила Сорского - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "упокоивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви; церковь должна иметь только необходимое, "повсюду обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим... Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету - "божественных писаний". "Испытание" божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех "заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних, как, например, Иосифа Волоцкого - всякая вообще "книга", "писание" - являлись чем-то непререкаемым и боговдохновенным. В этом отношении чрезвычайно характерны те приемы, которых Нил держится, продолжая заниматься перепиской книг: он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", и делает свод наиболее верного; сличая списки и находя в них "много неисправленна", - старается исправить, "елико неисправленна", - старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место ему кажется "неправым", а исправить не почему, Нил оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: "от зде в списках не право", или: "аще где, в ином переводе, обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы! Вообще он списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...". Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на "писание" от обычных, господствовавших в его время, конечно, не могли пройти для него даром; такие люди, как Иосиф Волоцкий, чуть не обвиняют его прямо в ереси. Иосиф укоряет Нила Сорского и его учеников, что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в древние лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, - чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их". Из общего взгляда Нила Сорского на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал и энергический протест его против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от ире и всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря... К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Эта терпимость в глазах большинства опять делала Нила чуть не "еретиком"... Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Афоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина , Нила Синайского , Исаака Сирина. Ни одному из них Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, например, он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита. Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале "Предания учеником", первоначально издан был Оптиной пустынью в книге: "Преподобного Нила Сорского Предание учеником своим о жительстве скитском" (М., 1849; без всякой научной критики); в последнее время он издан М.С. Майковой в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1912). Послания напечатаны в приложении к книжке: "Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его Устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей" (Санкт-Петербург, 1864; 2-е изд. М., 1869). За исключением "приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения. Молитва, найденная в рукописях профессором И.К. Никольским, издана им в "Известиях II отдела Академии Наук", т. II (1897). - Литература о Ниле Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А.С. Архангельского : "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1882). См. также: Гречева (в "Богословском Вестнике", 1907 и 1908 годов), К.В. Покровского ("Древности" Материалы Археологического Общества, т. V), М.С. Майковой ("Памятники древних писем", 1911, № CLXXVII) и ее же вступительную статью к "Уставу" (ib., № CLXXIX, 1912). А. Архангельский.

  1. нил сорскийв миру Майков Николай ок. рус. церк. деятель идеолог релнг.политич. движения нестяжательства основатель монаш. скита на Р. Соре вблизи КирнллоБелозерского монастыря. В с...Атеистический словарь
  2. нил сорскийв миру Майков Николай ок. рус. церк. деятель идеолог релнг.политич. движения нестяжательства основатель монаш. скита на Р. Соре вблизи КирнллоБелозерского монастыря. В...Атеистический словарь II
  3. нил сорскийзнаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около г. принадлежал к крестьянскому роду прозванье его было Майков. До поступления в монашест...Большая биографическая энциклопедия
  4. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ в миру Николай Майков ок. русский церк. и обществ деятель глава нестяжателей. iПостригся в монахи КириллоБелозерского монастыря затем странствовал по Восток...Большая советская энциклопедия
  5. нил сорскийв миру Николай Майков около русский церковный и общественный деятель глава нестяжателей См. Нестяжатели. Постригся в монахи КириллоБелозерского монастыря затем странс...Большая Советская энциклопедия II
  6. нил сорскийМайков Николай ок. основатель и главанестяжательства в России. Развивал идеи нравственногосамоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладениявыступал...Большой энциклопедический словарь II
  7. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ Майков Николай ок. основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевл...Большой Энциклопедический словарь V
  8. нил сорскийМайков Николай около основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения вы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. нил сорскийсветск. имя Майков Николай ок. основатель и глава нестяжателей. На р. Соре Вологодская обл. основал монастырь отсюда прозвище Сорский а его последователей сориане. Жел...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  10. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ в миру Нил или Николай Фдорович Майков ок. русский церковный писатель. Устав Главы о мысленнем делании Предание О жительстве святых отець сие предание до по...Литературный энциклопедический словарь
  11. нил сорскийок.святой преподобный память мая основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи аскетизма. Противник церковного землевладения и любой монастырской собственн...Православный энциклопедический словарь
  12. нил сорскийцерк.полит. деятель кон. нач. в. гл. идеолог нестяжательства. Из рода Майковых известен его брат Андрей Майков дьяк. В юности постригся в КириллоБелозерском мон. Совер...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  13. нил сорскийв миру Николай Майков ок. православный церковный деятель глава нестяжателей. По его собственным словам происходил он из крестьян хотя дворянский род Майковых считал его ...Русская философия
  14. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ в миру Майков Николай ок. глава течения в Русской православной церкви получившего наименование нестяжательства. Основал скит у р. Сора близ КириллоБелозерско...Русская энциклопедия
  15. нил сорский. преподобный происходил из рода бояр Майковых. Пострижение в монашество прп. Нил получил и начало иноческой жизни полагал в обители прп. Кирилла Белозерского. Здесь он п...Святая Русь - энциклопедический словарь
  16. нил сорскийоснователь и строитель Сорского Монастыря или Скита находящегося в Кириллобелозерском Уезде ныне приписанного к Кириллову Большому Белозерскому Монас тырю. Кто и откуда о...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  17. нил сорскийНил Сорскийstrong ок. V организатор скита на р. Соре в Белозерском крае автор посланий Предания и Устава завещания молитвы редактор и переписчик книг. Главными источ...Словарь книжников и книжности Древней Руси
  18. нил сорскийпреподобный гг. русский святой подвижник и проповедник. Принял пострижение в КирилловомБелозерском монастыре. Совершил паломничество в Святую Землю в Константинополь и н...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  19. нил сорскийсветское имя Николай Майков ум. рус. церковнополитич. деятель писатель один из идеологов нестяжателей. Основатель скита на р. Соре близ КириллоБелозерского монастыря в...Советская историческая энциклопедия
  20. нил сорскийв миру Николай Майков ок. рус. мыслитель церк. и обществ. деятель глава нестяжателей. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в рус. прав...Советский философский словарь
  21. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ Майков Николай около основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного земл...Современная энциклопедия
  22. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ Майков Николай ок . основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевл...Современный энциклопедический словарь
  23. нил сорскийв миру Нил Майков месточтимый православный святой монах аскет долгое время провел на Афоне возродил на Руси исихастскую практику. Возглавил партию заволжских старцев вы...Философия политики - словарь персоналий
  24. нил сорскийНИЛ СОРСКИЙ в миру Николай Майковem ок.em em рус.em мыслитель церк.em и обществ. деятель глава нестяжателей. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового ...Философская энциклопедия
  25. нил сорскийв миру Николай М а й к о в ок. рус. обществ. деятель и мыслитель глава нестяжателей. Постригся в монахи КириллоБелозерского монастыря но в знак протеста против обмирще...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. нил сорскийНил Сорский знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около г. принадлежал к крестьянскому роду прозванье его было Майков. До поступлен...Энциклопедический словарь
  27. нил сорскиймирское имя Николай Майков ок. рус церк. писатель. Основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравств. самоусовершенствования и аскетизма. Противник цер...Энциклопедический словарь псевдонимов
  28. нил сорскийзнам. деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около г. принадлежал к крестьянскому роду прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. нил сорскийв миру Николай Майков ок. церковный деятель идеолог и глава нестяжателей. Развивал мистикоаскетические идеи в духе исихазма личное переживание веры нравственное самоусов...Энциклопедия История отечества
  30. нил сорскийв миру Николай Майков ок. церковный деятель идеолог и глава нестяжателей. Развивал мистикоаскетические идеи в духе исихазма личное переживание веры нравственное самоусов...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия