Биографический словарь Зарубежные экономисты

МАКС ВЕБЕР

Max Weber 1864-1920 Социолог, юрист, экономист Макс Вебер родился 21 апреля 1864, в Эрфурте, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. В 18 лет (в 1882 г.) он поступает в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защищает диссертацию и через 4 года ( в 1893 г. ) женится. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию *либерального империализма*. В 1894 г. был назначен профессором экономики Фрайбургского университета; два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете. Ранние его работы посвящены аграрной истории древнего Рима и восточной Германии. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. В 1904 Вебер стал редактором *Архива социальной науки и социальной политики*, где опубликовал свой труд *Протестантская этика и дух капитализма*(1904-1905). В 1907 г. Макс Вебер получил наследство и смог полностью посвятить себя науке и политике. С 1909 г. стал редактором многотомных *Очерков социальной экономики*, для которых написал работы *Экономика и общество* (1922) и *Экономическая этика мировых религий* (1916-1917). Во время Первой мировой войны Вебер проявил себя как один из самых активных критиков правительства в печати, прежде всего в газете *Франкфуртер цайтунг*, кроме того, в 1914 г. поступив на службу, до конца 1915 г. руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. После поражения Германии и политического кризиса 1918 г. принимал участие в составлении конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции, способствовал образованию Немецкой демократической партии, принимал участие в разработке Веймарской конституции. В 1916-17 гг. он выполняет различные официальные миссии в Брюсселе, Вене и Будапеште. В 1919 г. Вебер принял приглашение стать профессором экономики Мюнхенского университета. После окончания войны Вебер снова преподает в различных университетах. Умер Вебер в Мюнхене 14 июня 1920. Макс Вебер считается одним из основоположников социологии религии. При анализе религии М. Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Считая, что при изучении религии необходим исторический и функциональный подход, М. Вебер придавал большое значение сравнительному анализу религиозных верований человечества. Предметом серьезного обсуждения идеи Вебера стали уже после смерти ученого и систематической публикации его трудов. Это касается прежде всего его исследований связи религиозных убеждений с социальными институтами, предложенных им методологических концепций в области социологии (социологии религии, социологии права, социологии малых групп, социологии авторитета и политической власти), сравнительных культурно-исторических исследований и философии истории. Отдельно следует упомянуть о его теории бюрократии, исследованиях *харизматического* типа политического лидерства, наконец теории *идеальных типов*. Веберу принадлежит широко обсуждавшееся понятие *этики ответственности*, которую он противопоставлял *этике добрых намерений* или *этике убеждений* (см. его работу Политика как призвание, Politik als Beruf, 1919). Вебер крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли 20 в., как социолог он оказал сильное влияние на Т. Парсонса, Р. Бендикса и А. Шютца. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьезной альтернативой марксизму. Экономистам Макс Вебер известен прежде всего как автор концепции о влиянии протестанской этики на формирование капитализма. Согласно Веберу принципы протестантизма очень близки к тому идеальному типу капиталистического предпринимателя, который лежит в основе бурного развития западного экономического мира в XIX веке. Эти принципы предполагают самоотверженный труд, очень умеренное текущее потребление и вкладывание всех ресурсов в будущее, честность и выполнение взятых обязательств. Эта концепция подтверждалась статистически. Вебер осуществил детальный анализ данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях его времени. На основание данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии он пришел к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Переведенные работы: 1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991. 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: ИНИОН, 1976. 3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М.: ИНИОН, 1980. 4. Вебер М. История хозяйства. Очерки всеобщей социальной и экономической истории. Пг.: Наука и школа, 1923. 5. Вебер М. Город. Пг.: Наука и школа, 1923. 6. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М.: М. и С.Сабашниковы, 1923. 7. Вебер М. Предрассветное. Картины трудовой жизни XIX в. Л.: Гос. изд., 1924. 8. Вебер М. Биржа и ее значение. СПб.: Юровский, 1897. 9. Вебер М. Биржа и биржевые сделки. Одесса : Юровский, 1897.

  1. макс вебердив. Вебер Макс...Філософський енциклопедичний словник