Библейский энциклопедический словарь

ПАВЕЛ

избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать». Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников. Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря. О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал. После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл». Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17). В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.). Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр. Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений. Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла. Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим». Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе. Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг. О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием. Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил. В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр. Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12). Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.). Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами). После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.). Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола. В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

  1. павелПавелstrong р. малыш. От паулюс малый маленький....Ты и твоё имя (список имён)
  2. павелодин из апостолов христианства. Согласно христ. легенде он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано имени свр...Атеистический словарь
  3. павелодин из апостолов христианства. Согласно христ. легенде он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано имени св...Атеистический словарь II
  4. павелотч.i Палавч Паланаимя мi Павел Павлович Павловнаi...Белорусско-русский словарь белорусских личных имён
  5. павелПавел лат. Паулюс маленький низкий. Istrong strong Савл уроженец города Тарса в Киликии Деян . Как это часто бывало в новозаветные времена Савл носил также второе рим. и...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. павелПавел в христианской церковной истории с этим именем известны П. житель Птолемаиды умер в г. при въезде в город императора Аврелиана он перекрестился за что ему отсекл...Биографический словарь
  7. павелархим. СпасоЕвфимиевск. монаст. в Суздале Владимир. губ. марта дух. писатель.Венгеров Павелархим. Чудовск. монаст. авт. речей напечат. в Древнерусской вивлиофике х гг....Большая биографическая энциклопедия
  8. павелПАВЕЛ Paulus. В католич. церкви римские папы. Из нихП. III в мируАлександр Фарнезе Alessandro Farnese февр. Канино . Рим римский папа с . Кардинал с . Вл непримиримую бо...Большая советская энциклопедия
  9. павелПАВЕЛ Юлий Julius Paulus гг. рожд. и смерти неизв. римский юрист в. Автор многочисл. работ по различным вопросам права св. кн. наиболее крупные из них Комментарий к пре...Большая советская энциклопедия
  10. павелПАВЕЛ Pavel урожднная Сырбу Sirbu Елена . с. Самойловка ныне Молд. ССР . Плоешти деятель молоджного движения Молдавии и Румынии. В вступила в Коммунистич. союз молоджи ...Большая советская энциклопедия
  11. павелПАВЕЛ в христианской мифологии один из апостолов. iСогласно Деяниям апостолов iП. родился в Тарсе в иудейской семье был ревностным гонителем христиан затем в результате ч...Большая советская энциклопедия
  12. павелимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  13. павелПавел Макаров.strong Жарг. мол. Шутл.em Член рокгруппы Битлз Пол Маккартни. АиФ . Павел Семнов.strong Жарг. мол. Шутл.em Певец Пол Саймон. АиФ . Святой Павел.strong Ж...Большой словарь русских поговорок
  14. павелPaulus Юлий римский юрист в. В сочинениям Павла былапридана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили Дигест....Большой энциклопедический словарь II
  15. павелПАВЕЛ I король Греции с . Из династии Глюксбургов брат греческого короля Георга II. Участник грекотурецкой войны . С наследный принц....Большой Энциклопедический словарь V
  16. павелПАВЕЛ I король Греции с . Из династии Глюксбургов брат греческого короля Георга II. Участник грекотурецкой войны . С наследный принц....Большой Энциклопедический словарь V
  17. павел. в христ. традиции апостол язычниковem не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов но в силу особого призвания и чрезв...Древний мир. Энциклопедический словарь
  18. павелЮлий рим. юрист кон. нач. вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императ. совета при Септимии Севере и Каракалле префект претория при Александре Севере. Автор боль...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  19. павелеврейское Саул Савл в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс в Киликии в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. павелладожский посадник. В г. построил в Ладоге каменную крепость. ПВЛ Татищев НПЛ ....Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  21. павелПавел еврейское Саул Савл в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс в Киликии в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель...Исторический словарь
  22. павелмитрополит Сарский и Подонский хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей руков...Казачий исторический словарь-справочник
  23. павелмитрополит Сарский и Подонский хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей руков...Казачий словарь-справочник
  24. павелкорень ПАВ суффикс ЕЛ нулевое окончаниеОснова слова ПАВЕЛВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПАВ ЕЛ Слово Павел содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  25. павелНачальная форма Павел единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. павелПАВЕЛ Paulus АПОСТОЛ первоначальное имя Савл или Саул ум. христианский проповедник. Проповедуя среди язычников стремился преодолеть национальную разобщенность и традици...Новейший философский словарь
  27. павелPaulus Апостол первоначальное имя Савл или Саул ум. христианский проповедник. Проповедуя среди язычников стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалис...Новейший философский словарь II
  28. павелПавелstrong вла м. Отч. Павлович Павловна разг. Павлыч. Производные Павелка Павлик Павлуня Павлюня Павлуся Павлюся Павлуха Павлуша Павля Павлюка Павлюкаша Павша Пава Паха...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  29. павелПавел прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  30. павелАпостол величайший проповедник христианства. Жил в I в. Проповедовал среди язычников называется поэтому еще и апостолом язычников. Первоначальное имя его было Савл или Са...Основы православной культуры
  31. павелум. ок. святой апостол память июня июля величайший проповедник христианства. Сын зажиточных иудеев первоначальное имя его было Савл. Преследовал христиан участвовал в по...Православный энциклопедический словарь
  32. павелпервоверховный апостол апостол языков священномученик ск. первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила впосле...Русская энциклопедия
  33. павелПавел Павлович Павловнаem Синонимы апостол имя павка павлик палыч паук паша первоверховный пол савл саул...Русский орфографический словарь
  34. павелpwirСинонимы апостол имя павка павлик палыч паук паша первоверховный пол савл саул...Русско-китайский словарь
  35. павелPavel...Русско-чешский словарь
  36. павелПавелКогда язычники не имеющие закона Божия по природе законное делают то не имея закона они сами себе законОни показывают что дело закона у них написано в сердцах.И не д...Сводная энциклопедия афоризмов
  37. павелпервоверховный апостол апостол языков священномученик ск. первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила впосле...Святая Русь - энциклопедический словарь
  38. павел. Юлий один из выдающихся рим. юристов й пол. в. н. э. занимал различные высокие административные должности в т. ч. был префектом претория входил вместе с Папинианом в C...Словарь античности
  39. павелМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  40. павелПестель Буре Нахимов...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  41. павелпо прозванию Высокий был Монах Нижнего Новгорода живший в XIV веке. Летописи наши при упоинании о смерти его свидетельствуют что он был книжен вельми и философ велий и бе...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  42. павелв Новом завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарсе в иудейской семье имевшей римское гражданство поэтому при рождении ему было дано имени еврейский Савл ...Словарь исторических терминов
  43. павелПавел вла муж.emОтч.strong Павлович Павловна разг.em Павлыч. Производныеstrong Павелка Павлик Павлуня Павлюня Павлуся Павлюся Павлуха Павлуша Павля Павлюка Павлюкаша Павш...Словарь личных имен
  44. павелНастоящее имя Сиротскийu Филипп ГерасимовичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Первая р. р...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  45. павелПавел вла муж. лат. paulus маленькийОтч. Павлович Павловна разг. ПавличПроизводные Павелка Павлик Павлуня Павлюня Павлуся Павлюся Павлуха Павлуша Павля Павлюка Павлюкаша...Словарь русских личных имен
  46. павелПАuВЕЛstrong вла ПАВЕЛЮuЖНИКstrong а ПАВЛЮuГИНstrong а м. ПАВЛЮuГАstrong и ПАВЛЮuЖКАstrong и ж. ПАВЕЛЮuГАstrong и м. и ж собств.Павелецкий вокзал в Москве а также Павелец...Словарь русского арго
  47. павелПавел маленький Павелка Павлик Павлуня Павлуся Павлуха Павлуша Павля Павлюка Павлюкаша Паша Пашуня Пашута Пашуха Паня Панюта Панюха Панюша Паняша Паля Палюня Павка Пол Па...Словарь синонимов II
  48. павелПавел маленький Павелка Павлик Павлуня Павлуся Павлуха Павлуша Павля Павлюка Павлюкаша Паша Пашуня Пашута Пашуха Паня Панюта Панюха Панюша Паняша Паля Палюня Павка Пол Па...Словарь синонимов
  49. павелh Павелbig сущ.муж.одуш.i ед.им. Павел Афанасьевич Фамусов управляющий в казенномГоУ Действ. Что Павел Афанасьич раз Когданибудь поймает насГоУ . Любезный Павел Александ...Словарь языка Грибоедова
  50. павел. библ. св. Павел Савл первоверховный апостол Деян. см. тж ПАВЛ САВЛ Так вс у них плавно! Павл видит Петра А Петр видит Павла Цв . Павел I российский император с г...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  51. павелПАВЕЛ . библ. св. Павел Савл первоверховный апостол Деян. см. тж ПАВЛ САВЛ Так вс у них плавно! Павл видит Петра А Петр видит Павла Цв III . Павел I российский импе...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  52. павел.в раннехрист. традиции один из апостолов. Ортодоксальные теологи ему приписывают посланий вошедших в Новый завет. В действительности эти послания были составлены не в ...Советская историческая энциклопедия
  53. павелПАВЕЛ еврейское Саул Савл в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс в Киликии в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель ...Современная энциклопедия
  54. павелПАВЕЛ Раифский ум . ок. священномученик игумен подвизался в Раифской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви января....Современный энциклопедический словарь
  55. павелПАВЕЛ Paulus Юлий римский юрист в. В сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили Дигест....Современный энциклопедический словарь
  56. павелПАВЕЛ Коринфский ум . или христианский мученик пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция ученик Кодрата. Память в Православной церкви марта....Современный энциклопедический словарь
  57. павелПАВЕЛ Печерский Послушливый вв. погребен в Дальних Феодосиевых пещерах КиевоПечерской лавры. Память в Православной церкви августа сентября сентября и во е воскресень...Современный энциклопедический словарь
  58. павелПАВЕЛ евр . Саул Савл в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс в Киликии в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан...Современный энциклопедический словарь
  59. павелПАВЕЛ Птолемаидский ум . ок. христианский мученик пострадавший в гонение императора Аврелиана. Память в Православной церкви марта и августа....Современный энциклопедический словарь
  60. павелПАВЕЛ Кесарийский Палестинский ум . христианский мученик пострадавший в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви июля....Современный энциклопедический словарь
  61. павелПАВЕЛ арх.кем. паук....Толковый словарь живого великорусского языка
  62. павелRzeczownik Павел Pawe...Универсальный русско-польский словарь
  63. павелПАВЕЛ Paulusрод. в Тарсе Киликия ум. июня Рим христ. апостол. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей свойственных иудейскому христианству стре...Философская энциклопедия
  64. павелПлав Лев Ева Вале Вал Павел...Электронный словарь анаграмм русского языка
  65. павелПавел греч.em как передача лат.em Paulus малый апостол язычников не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов но в силу ...Энциклопедия культурологии
  66. павелПАВЕЛгреч. как передача лат. Paulus малый в христианской традиции апостол язычников не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати ...Энциклопедия мифологии
  67. павелрод. п. Павла др.русск. ст.слав. Павьлъ Клоц. Супр. Из греч. от лат. Paulus. Диал. павел паук арханг. Подв. из павук под влиянием имени собств....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  68. павелПавел Павелрод. п. Павла др.русск. ст.слав. Павьлъ Клоц. Супр. Из греч. от лат. Paulus. Диал. павел паук арханг. Подв. из павук под влиянием имени собств....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)