Библейская энциклопедия Брокгауза

ХАНАНЕИ, ХАНАНЕЯНЕ

1)вБыт 9:25; 10:6,15-18о Ханаане говорится как о праотце племен, населявших Палестину до прихода туда израильтян. Под Х. следует понимать несемитское население, к-рое вторглось на эту тер. до филистимлян и заселило прибрежную полосу и плодородные равнины. След., Х. как народ первоначально отличались от семитов, т.е. потомков Сима(Быт 10:21-31). Но впоследствии название Х. стало собират. для всех жителей этой земли(Быт 24:3; Неем 9:24), несмотря на то, что они происходили из разных племен(ср. Быт 15:18-21; Исх 3:8);
2)религией Х.явл. чувств. культ плодородия. Остерегаясь произносить подлинное имя своего божества, Х. заменяли его на неопредел. см. Ваал, т.е. "Господин", а именно: "Господин" свящ. источников, деревьев, животных, камней, гор, местностей и, наконец, неба. Наряду с Ваалом почиталась см. Астарта - богиня плодородия и чувств. любви. В честь божеств воздвигали жертвенники, маццебы (каменные стелы) и ашеры (см. Столбы), освящ. столбы. Жертвоприношения совершали на см. Высотах. см. Идол, идолослужение см. Блуд, блудница, блудник см. Рас-Шамра;
3)Х. жили в городах-гос-вах, во главе к-рых стояли цари. Однако на основании того, что посланцы Гаваона(Нав 9:11)говорили только от имени своих старейшин, можно предположить, что у них была своего рода республика. Когда израильтяне вторглись в Ханаан, Х. переживали переходный период от бронзового века к железному. У них уже были железные (обитые железом) воен. колесницы, поэтому потомки Иосифа сомневались в возможности завоевания Беф-Сан(Нав 17:16); колено Иуды по той же причине не решалось изгнать жителей долины(Суд 1:19). Сохранившихся в стране Х. Соломон превратил в оброчных работников(3Цар 9:20 и след.).