Библейская энциклопедия Брокгауза

УРОЖАЙ, ЖАТВА

см. Земледелие см. Год:
1)Бог в Своей верности людям ежегодно дает им У.(Иер 5:24)- так, как обещал Он после потопа, заключив союз с Ноем(Быт 8:22). Его благословение создает благоприятную погоду (своеврем. весенние и осенние дожди) для богатых У.(Лев 26:3-5; Втор 11:13-15; Пс 64:10-14). После опустошений, произведенных ассирийцами, Бог обещает Езекии новый сев и новую жатву на третий год(Ис 37:30). Благословение Господа, касающееся жатвы, относится ко всем людям без искл.Поэтому сбор полностью всего У. запрещен; оставшееся несобранным предназначается беднякам, пришельцам, вдовам и сиротам(Лев 19:9 и след.; Втор 24:19-22). Бог слышит жалобу жнецов, к-рым недоплатили вознаграждение(Иак 5:4). Радость жатвы и богатство нового У. служит прообразом будущего времени спасения(Ис 9:3; Ам 9:13);
2)Наказывая людей, Бог уничтожает У.(Исх 9:25,31 и след.; Иер 12:13; Иоил 1:11). Человек, проклятый Господом, посеяв, не собирает У.(Мих 6:15); его У. достается другим(Иер 5:17). Кр. того, сам суд Божий часто изображается в образе истребленного У.(Ис 16:9 и след.; Иер 48:32 и след.), жатвы(Иер 51:33; Иоил 3:13; Откр 14:15-20)и сбора остатков У.(Иер 6:9; 8:13). В НЗ сбор У. часто символизирует последний Суд(Мф 3:12; 13:30,39; Мк 4:29). Иисус рассматривает Свои деяния и дела Своих учеников как жатву Господню, на к-рой не хватает работников для сбора У.(Мф 9:37 и след.; Ин 4:35-38);
3)на примере сева и жатвы раскрыты основные законы духовной жизни. Многих библ. авторов волнует вопрос соответствия затрач. труда получ. результатам(Ис 5:1-7; Лк 13:6). Что человек посеет, то и пожнет - как доброе, так и злое(Иов 4:8; Притч 22:8; Ос 10:12 и след.): плоть рождает тление, а дух - вечную жизнь(Гал 6:7-9). То же касается и меры: скупой или щедрой будет жатва, зависит от сева(2Кор 9:6). Сеющий духовное(1Кор 9:11)должен получать то, в чем он нуждается. Но любой сев связан с умиранием; только пав в землю, семя может принести плод(Ин 12:24). "Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию"(Пс 125:5 и след.). Ассоциации с севом и жатвой возникают и тогда, когда Павел называет Христа "первенцем из умерших"(1Кор 15:20). Здесь имеется в виду, что день воскресения(ср. Мф 28:1)- это тот же день по прошествии субботы, первого дня пресных хлебов, в к-рый ежегодно, в качестве жертвы Богу, приносили священнику первый сноп жатвы(Лев 23:10 и след.). После этого жертвоприношения можно было есть хлеб нового У. (ст. 14);
4)в притчах также говорится о погоде, благоприятной или неблагоприятной для урожая(Притч 25:13; 26:1).