Библейская энциклопедия Брокгауза

УМ, РАЗУМ, РАЗУМЕНИЕ, РАЗУМНЫЙ

I:
1)словом "У." в Синод. пер. ВЗ часто передается др.-евр. слово лев - см. Сердце, к-рое в библ. эпоху считалось не только внутр. органом, но и инструментом чувствования и мышления(Быт 24:45; 3Цар 4:29; Иер 3:16; ср. Еккл 2:1). В НЗ словом "У." чаще всего переводится греч. слово нус(Рим 12:2; Кол 2:18; Лк 24:45); сходный смысл имеет и греч. слово дианойа - "разум"(2Пет 3:1, в Синод. пер. - "смысл";1Ин 5:20, в Синод. пер. - "разум"), а также айстэтэриа (в Синод. пер. - "чувства",Евр 5:14) и эннойа (мышление, намерения;Евр 4:12, в Синод. пер. - "намерения"). В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч. языке часто употребляются производные слова от глагола фронео. В библ. текстах понятие "ум" выражается целым рядом евр. и греч. слов, к-рые могут означать также "сердце", "понимание", "рассудок", "познание", "разум", "мудрость", "мысль", "мнение", "решение". Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;
2)при всем многообразии языкового выражения, смысл слова "У." остается одним и тем же: под У. подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека(Рим 12:2; Еф 4:17), Бога(Ис 14:24; Иер 23:20; Рим 11:34; 1Кор 2:16). Разум позволяет людям обретать нравств. понятия. Именно наличием разума человек отличается от "неразумных животных" и поэтому может господствовать над ними(Быт 1:28; ср. Пс 48:21). Т.о., разум - это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия.Разум - это вместилище человеч. мыслей и планов. Разум и разумение человек получает от Бога(Исх 31:3; Иов 32:8; 3Цар 4:29). Библия нередко воздает хвалу разумному поведению(1Цар 25:3; Притч 1:4; 17:27; 19:14; 23:12; 28:2).
II:
1)со времени грехопадения человеческий У. стал "плотским"(Кол 2:18), подверженным суетности(Еф 4:17), превратным(Рим 1:28), поврежденным, развращенным(1Тим 6:5; 2Тим 3:8)и оскверненным(Тит 1:15). Грех коренится в самой основе умственной деят-сти человека, поэтому слово Божье "судит помышления и намерения сердечные"(Евр 4:12; см. Сердце);
2)Библия призывает к преобразованию "обновлением ума"(Рим 12:2). Через воздействие Св. Духа человек может познавать истину(1Ин 5:20; ср. 2Пет 3:1 и след.), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло(Евр 5:14). Верующим даруются У. и чувствования, как у Христа(1Кор 2:16; Флп 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви(Рим 12:16; 1Кор 1:10; 2Кор 13:11; Флп 2:2).
III.
О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели. Его Дух - это "дух премудрости и разума, дух совета и крепости"(Ис 11:2; ср. Иов 12:13; 26:12; Пс 135:5; Притч 8:14; Иер 10:12; 51:15). Его разум "неисследим"(Ис 40:28), но все человеч. помыслы открыты Ему(Пс 138:2).
IV.
Для постижения Божеств. и вечных истин человеч. разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью(1Кор 2:14; 2Кор 4:4; Еф 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения. Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр. сущность обретает покой(Флп 4:7). Человеч. разум нуждается в просветлении Св. Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере(2Кор 10:5). Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает "разумное служение"(Рим 12:1)и оказывается способным познавать волю Божью(ст. 2; 1Ин 4:1 и след.).
V.
Попытки человеч. разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств. и духовных истинах осуждаются Библией:
1)неразумны глупцы и безумцы(Притч 18:2; Рим 1:21), дети(Ос 13:13), бедняки(Иер 5:4), язычники(Еф 4:17 и след.);
2)в качестве признаков недостаточности У. называются: отсутствие смысла в словах(Иов 34:35), беспечность(Притч 1:32), легковерность(Притч 14:15), неумеренность и необузданность(Рим 10:2; Тит 3:3), непокорность истине(Гал 3:1,3);
3)признаками истинного У. считаются: стремление к знанию(Притч 15:14); познание Святого(Притч 9:10), понятливость(Притч 1:2), удаление от зла(Иов 28:28), следование по путям Господним(Ос 14:10);
4)НЗ ясно говорит, что природный У. имеет границы(1Кор 1:19). Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога(Рим 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому(Мк 8:17; Лк 24:45). Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является см. Просвещение Духом Божьим(Еф 1:17,18; 3:4; 5:17; Кол 1:9; 2:2; 2Тим 2:7; Откр 13:18).
VI.
Выражение "выйти из себя" подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения. Это может быть проявлением патологии (см. Болезнь: безумие, безумный). Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении(Мк 3:21 и след.; Ин 10:20; ср. Деян 26:24 и 1Кор 14:23).