Библейская энциклопедия Брокгауза

УВЕЩЕВАНИЕ, УВЕЩЕВАТЬ

Увещевание (призыв), увещевать (призывать). Словом "увещевать" в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, к-рый переводится как "призывать", "просить", "утешать", "ободрять" (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ "спасение души"). В НЗ это слово употребляется в след. значениях:
1)"призывать к.-л. (приглашать)", "обращаться к к.-л.", "просить к.-л." Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев(Деян 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме(Деян 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности(Деян 19:31).Люди просят Иисуса исцелить больных(Мк 6:56; 7:32; 8:22);
2)"призывать к ч.-л.", "предостерегать от ч.-л.", "(дружески) наставлять к.-л."(2Кор 5:20; Флп 4:2; 1Тим 5:1). ВДеян 15:32 и Еф 4:1содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения(ср. 1Фес 2:11 и след.; 5:11 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу(Рим 12:1), призывают к молитве(Рим 15:30), бдительности(Рим 16:17), целомудрию(Тит 2:6). Учение и У.(1Тим 6:2)- два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения - давать людям знание и веру, то задача У. - воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они преобразовывали свою жизнь. У. - основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом "наставление"(Деян 20:2 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. выше). Наставление имеет своей целью научить людей жить в соотв. с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать(2Тим 4:2; Тит 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса(Мф 18:15 и след.; см. также Гал 6:1). Подобное У. являлось преимущественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами(Рим 12:1; 1Фес 4:10; 5:14; 1Пет 2:11); позднее оно было поручено их ученикам(1Тим 4:13; 6:2; 2Тим 4:2; Тит 1:9; 2:6,15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом(1Фес 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак;
3)"ободрять", "утешать", "вселять мужество"(Мф 5:4; Деян 20:12; 2Кор 7:6; 1Фес 3:2; 4:18 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку - немощному и малодушному(2Кор 1:4);
4)в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос ("утешитель", "опора"), выступающее как именование Св. Духа (см. Дух, Святой Дух) в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна(Ин 14:16,26; 15:26; 16:7; в 1Ин 2:1это слово употреблено в значении "ходатай").