Библейская энциклопедия Брокгауза

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕЛИВЫЙ

I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В греч. тексте понятие "терпение" передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе - упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед (греч. гюпомоне).
II.БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ
1)Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог "медлен на гнев". Божье долготерпение(Исх 34:6; Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 102:8; 144:8; Иоил 2:13; Наум 1:3 и др.)в полной мере осмысливается лишь в НЗ(Рим 2:4 и след.; 2Пет 3:9 и след.). Господь терпелив(Мф 18:25 и след.), Он "с великим долготерпением щадил сосуды гнева...дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе"(Рим 9:22,23);
2)своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе(1Тим 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей(1Тим 2:4; 2Пет 3:9). Но и оно имеет свой предел - "день ... праведного суда от Бога"(Рим 2:5; 2Пет 3:9 и след.). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев(Еф 5:6; Откр 6:16 и след.), нельзя назвать временем "промедления" Господа с исполнением обетований(2Пет 3:9, 15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа(1Пет 3:20), то он "сам себе собирает гнев на день гнева"(Рим 2:5; Кол 3:6; 2Пет 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.
III.ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ
В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии(Кол 1:11), в кротости и долготерпении(Кол 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу(Мф 10:24 и след.), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью(Рим 5:3), искушением(Иак 1:2-4), страданиями(2Кор 1:6), нуждами, бедствиями(2Кор 6:4), гонениями(2Фес 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви(2Фес 1:5; ср. Флп 1:28), для свидет-ва Христова в этом мире(2Кор 6:4; Флп 1:29). Призванная к Т.(1Тим 6:11; 2Тим 3:10; Иак 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на "Бога терпения и утешения"(Рим 15:5). Это Т. - не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам(Рим 8:37). Т. - это плод веры(Иак 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово(Рим 15:4; Откр 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт(Рим 5:4 и след.; 15:4; Кол 1:11). Верность и Т. - это залог грядущего спасения, обретения венца жизни(Лк 21:19; Евр 10:36 и след.; Откр 2:10).