Библейская энциклопедия Брокгауза

СВЯТОСТЬ, СВЯТОЕ

I.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Святое (евр. кадош; греч. гагиос) - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности.
II.СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ
1)ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного(Исх 15:11: "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. Величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. Любовь, любить);
2)С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого(Ис 6:3)и Освящающего(Иез 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми(Лев 11:44 и след.; 19:2);
3)все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:
а)народ ИЗРАИЛЯ - это народ Божий и потому представляет собой "царство священников и народ святой"(Исх 19:6);
б)СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом(Лев 21:1-9); прежде всего это относится к см. Первосвященнику, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня"(Исх 28:36);
в)МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., "земля святая" вокруг горящего куста(Исх 3:5)или святой город см.Иерусалим, место присутствия Бога(Ис 48:2; 52:1);
г)свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. Суббота(Исх 35:2), праздники Господни и праздничные собрания(Лев 23:4 и след.);
д)священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета(2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.), обрядовая богослужебная утварь(Чис 31:6), жертвы(Иез 42:13), хлеба предложения(1Цар 21:4), вода(Чис 5:17), десятина(Лев 27:32), предметы одеяния священника(Исх 28:2);
е)по поводу святого пути(Ис 35:8)см. Путь (II,3);
4)
а)говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ(Ис 6:3): "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель"(Откр 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый"(Ин 17:11). Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим(Мф 1:18; Лк 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим"(Мк 1:24);
б)святыми названы см. Ангелы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого(Мф 25:31), см. Пророки, устами к-рых говорил Бог(Лк 1:70), а также см. Апостолы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова(Еф 3:4 и след.). Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым"(Мк 6:20);
в)С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. Церковь, собрание, община)(Рим 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми"(Рим 1:7; 1Кор 1:2), христианами, к-рые "во Христе"(Рим 8:1)и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;
5)причастность людей (см. Человек) к С. как свойству, присущему Богу(Еф 4:24), - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения "святое место"(Деян 6:13)и "святый град"(Мф 27:53)употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви(Рим 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим(1Кор 3:17).