Библейская энциклопедия Брокгауза

РАБ, РАБЫНЯ, РАБА

I:
1)
а)первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Быт 15:2 и след., в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Быт 16:1), плененные в ходе войн(Чис 31:9,18,26; Втор 21:10 и след.; ср. 4Цар 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев(Быт 17:27; Лев 25:44-46; ср. Иез 27:13)или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения(Быт 14:14; 17:12; Еккл 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма(3Цар 9:20 и след.). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни(Исх 21:16; Втор 24:7);
б)средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра(Исх 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников(Быт 37:28; см. указанные вЛев 27:3-7цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.);
в)Р., хотя и являлся собственностью(Лев 25:46)и платежным средством ("серебром") своего хозяина(Исх 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием(Исх 21:20 и след.), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26 и след.). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной(Втор 21:10-14).Иов говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь(Иов 31:13-15). ВоВтор 23:16 и след.говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме(Быт 24; 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми(1Пар 2:34 и след.)или наследниками своих господ(Быт 15:2 и след.). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р.(Исх 20:10; 23:12; Втор 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи(Исх 12:44)и других праздников(Втор 12:12, 18; 16:11,14). Р. священника мог даже есть "святыню"(Лев 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. ст. 12 и след.). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию(Быт 17:12 и след.). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской"(Втор 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ(Исх 20:2; Втор 5:6; Пс 80:7,11);
2)
а)особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ(Исх 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником(Лев 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники пришельцу (см. Пришелец) (ст. 47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи(Исх 21:7)или себя самого в Библии названо обнищание(Лев 25:39,47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного(Исх 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника(4Цар 4:1 и след.; Неем 5:5,8; Ис 50:1; Ам 8:5,6; Мф 18:25);
б)срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным(Лев 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа(Исх 21:2; Втор 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка(ст. 16 и след.; ср. Исх 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу(Лев 25:40 и след.). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой(Исх 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях(Иер 34:8-22);
3)НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться(1Кор 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного"(Флм 10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам(Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Тит 2:9 и след.), какими бы суровыми те ни были(1Пет 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими(1Тим 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р.(Еф 6:9; Кол 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р.(1Кор 7:22; Гал 3:28; Кол 3:11).
II:
1)нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины(1Цар 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы(2Цар 2:12 и след.; 3:22; 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим(Чис 31:49; 2Цар 9:8; 3Цар 1:26), к чужестранцам(Быт 19:2)или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2)человек называет себя Р.(Лк 1:38,48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. Раб Господень, раб Божий, см. Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу(Чис 11:11; 1Цар 3:9; 3Цар 8:28; Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию(Откр 1:1; 7:3; 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида(Быт 26:24; Чис 12:7; 2Цар 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего"(Деян 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе(Деян 3:26- греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя") или, соотв., о Давиде(Деян 4:25)как о Р. Божьих, а апостолы Павел(Рим 1:1; Флп 1:1; Тит 1:1), Петр(2Пет 1:1)и Иоанн(Откр 1:1)называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою"(Мк 9:35; 10:44). Но падший человек является Р. греха(Ин 8:34; Рим 6:17), Р. страха смерти(Евр 2:15)и Р. тления(2Пет 2:19)до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности(Рим 6:17 и след.,22);
3)особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно упо-требляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем(Евр 3:5 согл. Чис 12:7), и через него был дан Закон(Ин 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство"(Гал 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога(Евр 3:6); Он делает людей истинно свободными(Ин 8:35 и след.). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства(Рим 8:15); есть только чада, сыны Божьи(Гал 4:7), принявшие Духа усыновления (см. Усыновление). Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков"(1Кор 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона(Гал 5:1).
III.
Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница,Лев 25:44, или еврейка,Иер 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Лк 12:45; Деян 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р.(Руфь 3:9; 1Цар 25:24; 2Цар 14:6), это относилось также к женам царей и правителей(3Цар 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога(1Цар 1:11; Лк 1:38,48). См. такжеПс 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".