Библейская энциклопедия Брокгауза

НАЗОРЕЙ, НАЗАРЯНИН

I.
Слово "назорей" происходит от евр. назир,"посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер,"диадема", "венец"(подразумеваются волосы Н.); см.Чис 6:7:"посвящение Богу его на главе его".
II.
Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар 1:11).
III.
Обет назорейства включал в себя:
1)абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда"(Чис 6:3 и след.);
2)отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст.5);
3)запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);
4)по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (см. Жертва потрясания) (ст. 13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV.
Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят(Чис 6:8)и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания(Ам 2:11 и след.).
V.
Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения(Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н.(Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится вДеян 21:24,26.
VI.
Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из см. Назарета(Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии(Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью"(Деян 24:5).