Библейская энциклопедия Брокгауза

ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛИЦЕМЕРИТЬ, ЛИЦЕМЕР, ЛЕСТЬ, ЛЬСТИТЬ, ЛЬСТЕЦ

1)лицемерным считается такое поведение человека, при к-ром слова и поступки не соответствуют внутр. убеждениям. Л. может выражаться в отдельных, вполне осознанных действиях, но может быть и привычным состоянием, не осознаваемым. Одно из проявлений Л. - лесть. В Синод. пер. сущ. "лицемерие" и производными от него словами переданы различные евр. слова, обозначающие гладкую льстивую речь(Пс 5:10; 11:3 и след.)и безбожное мировоззрение; при этом не всегда подразумевается намерение ввести к.-л. в заблуждение. Греч. слово гюпокритэс прежде всего имеет значение "актер", т.е. подразу-мевает человека, носящего маску и играющего определ. роль;
2)лицемер - это человек, к-рый льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему(Притч 28:23; 29:5; Мф 22:18). Петр проявил Л., когда из боязни перед людьми встал на сторону Закона, к-рого в действительности уже не признавал(Гал 2:13);
3)лестью пред Богом названа вПс 77:36 и след.молитва, к-рая не исходит из глубины сердца. В НЗ лицемерными названы фарисеи и книжники. У многих из них первонач. рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя(Мф 6:2,5, 16); под благочестивой внешностью скрывается Л. - дух, направленный против Бога(Мф 23:13). В этом состоит опасность набожности, превратившейся в привычку, когда стирается граница между мнимым и истинным благочестием. Человек, к-рый довольствуется лишь внешней религиозностью, подлежит Божьему суду(Мф 15:7 и след.; 16:3; Лк 12:1).