Библейская энциклопедия Брокгауза

КРЕСТ, РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ

I:
1)распятие на К. было "чрезвычайно жестокой и ужасной" казнью (Цицерон), к-рую римляне переняли у карфагенян, но применяли только к рабам и преступникам из низших слоев общества. Рим. граждан запрещалось казнить подобным образом. При распятии кисти рук и ступни ног приговоренного прибивали гвоздями к поперечной балке и столбу или привязывали к ним. У римлян осужденного на распятие принято было сначала бичевать(Ин 19:1), затем он должен был сам нести К. к месту казни, к-рое, как правило, находилось за пределами города (ст. 17). Обычно осужденный нес только поперечную балку, к к-рой потом пригвождали его руки. После этого казнимого, с пригвожденными к поперечине руками, поднимали на трех-метровом кресте и длинным гвоздем пронзали ступни его ног, сложенных одна поверх другой, приколачивая их к вертикальному столбу. Одежда осужденного доставалась команде, приводившей приговор в исполнение (ст. 23). Из сострадания казнимому давали перед распятием одурманивающее питье(Мк 15:23см. Смирна). Над головой распятого водружали табличку с обоснованием приговора(Ин 19:19 и след.);
2)смерть распятого на К. могла наступить лишь через несколько дней, особенно если осужденный был только привязан к К., а на столбе был выступ, служивший опорой для тела, но под ногами ничего не было. Если казнимого пригвождали, то гвозди проходили между костями запястий, причиняя острую боль. Подвешенного т.о. человека мучили жажда и сильные головные боли, мучения усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Распятый испытывал удушье, и, борясь с ним, время от времени выпрямлялся, опираясь на гвоздь, проходивший через его ступни. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось; казнимый глотал воздух в приступах удушья, и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость(Ин 19:34).Иногда, чтобы сократить мучения и ускорить конец, осужденному перебивали кости голеней. см. Болезнь: переломы костей.
II.
1)распятие Иисуса - это знак того, что Он понес проклятие Закона и греха(Гал 3:13). ВЗ не упоминает о распятии на К., но труп преступника в ветхозаветные времена иногда вешали на дерево, что выражало особо тяжелое проклятие и презрение(Втор 21:22 и след.);
2)постыдная, ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей - неопро-вержимый историч. факт (ср. Ин 19:35). Каждый человек должен решить, отвергнуть ли(Мк 15:29-32)"безумие" и см. Соблазн, вводить в соблазн К.(1Кор 1:18,23; Гал 5:11)или увидеть в смерти Христа искупление(Мф 20:28; Мк 10:45), жертву (см. Жертва) (II,2) за свои грехи, и принять ее(2Кор 5:21; 1Пет 2:24). Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом(Рим 6:6; Гал 2:19), умер для Закона и для греха(Рим 6:6,7; 7:4), примирен с Богом и живет в мире с Ним(Еф 2:16; Кол 1:20). К. стал для уверовавшего в Христа знамением спасения, силы Бога(1Кор 1:18)и тем единств., чем можно гордиться(Гал 6:14);
3)Иисус прошел Свой путь к К. в послушании(Флп 2:8), полностью подчинив Свою волю воле Отца(Мф 26:39,42). В этом смысле Он и от Своих учеников требует, чтобы они ежедневно брали на себя свой К.(Мф 10:38; 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Тот, кто следует за Христом, причастен и к Его К.: "...Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями"(Гал 5:24);
4)об отпавших от Христа в Послании к Евреям говорится, что "они снова распинают в себе Сына Божия"(Евр 6:6).