Библейская энциклопедия Брокгауза

ЖИЗНЬ, ЖИВОЙ

I.ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1)в ВЗ под словом "жизнь" (евр. хайим) подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями см. Плоть (евр. басар) и см. Душа (евр. нефеш). Бог - Творец Ж., тела и души(Быт 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни"(Пс 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений(Быт 1:24; Втор 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ(ср. Пс 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром(Иов 2:4; ср. Втор 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру(Исх 20:12; Пс 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж.(Быт 3:22)или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной(Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж.(см. Быт 6:3; Иов 20:8; Пс 89:10; Ис 40:6,7; особенно Притчи)означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью(Исх 20:13; Лк 6:9). Он желает сохранить(Быт 1:28; Втор 32:39; Иов 10:12)и умножить(Быт 9:7)сотворенное Им.В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание(см. Быт 2:7; Пс 103:30; Иез 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также см. Кровь(Быт 9:4; Лев 17:11; Втор 12:23);
2)в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа"(Деян 17:25; 1Кор 15:45). Естеств., бренная Ж. (греч. дзоэ) - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека(Мк 5:23), являясь его единств. Господом(Лк 12:20; 2Кор 1:9; Пс 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со см. Смертью (см. Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь(Ин 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине(Лк 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего(Мк 12:29-31).
II.ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1)В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога(Ин 3:3,5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна(напр., 1Ин 5:1,4). Новое рождение, или возрождение (см. Возрождение), открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога(Ин 14:6; Флп 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (см. Прощение, простить; ср.Чис 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество(2Кор 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание(Пс 89:5,6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти(Ин 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них(Гал 2:20; Кол 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж.(1Ин 5:13; см. Блаженный) полностью обновляет мышление(Ин 17:3)и волю(Лк 9:26)человека, заставляя его изменить и свои дела (ст. 60). Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж.(Мф 16:24-26). см. Исцеление;
2)однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью при-надлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж.(Ин 15:2,6; Евр 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания(2Кор 4:17), уныние, неверие и страх(Мф 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца(Мф 24:13)и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти(Откр 2:7,11,17; 3:5,12,21). В этом случае человек обретет "венец жизни"(Откр 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении"(2Кор 5:6,7; Откр 22:4)и в славе(1Кор 13:12,13; 15:42,43,57; Кол 3:3,4), а совершившись, не будет иметь конца;
3)Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям(Деян 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых"(Мф 22:32)и врагом смерти(1Кор 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом"(Нав 3:10; 1Цар 17:26; Пс 41:3; Мф 26:63; Деян 14:15; Рим 9:26; 2Кор 3:3). Его Дух дарует Ж.(Ин 6:63; Рим 8:11), а Его слово является живым(Деян 7:38; Евр 4:12; 1Пет 1:23), т.к. создает Ж. телесную(см. Пс 32:9; 148:5)и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни"(Ин 6:33,35,48,51)и говорит о Св. Духе как о живой воде(Ин 7:38, 39).
III.ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
ВБыт 26:19живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. ВИн 4:10 и след.Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".