Библейская энциклопедия Брокгауза

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА

I.СМ. ВСТУПИТ. ЧАСТЬ СТАТЬИ "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ"
II.ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА
1)в отличие от других Евангелий, Е. от М., без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога "силами и чудесами и знамениями"(Деян 2:22). И читатель Е. от М. может воскликнуть вместе с теми, кто при-сутствовал при чуде Пятидесятницы: "Слышим... о великих делах Божиих"(Деян 2:11);
2)АВТОР.
Как название Е. от М., так и предание приписывают авторство книги см. Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был "сотрудником" апостолов;
3)МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ.
Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения. Свидет-ва II в. по Р.Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу(см. Мк 1:40; 2:1-4; 3:5; 5:4-6; 6:39,40; 7:34; 8:33; 10:21; 11:21; 14:66-72). Сравнение Е. от М. с другими Е. также подтверждает участие Петра в его создании: в Е. от М. отсутствует все то, что в других Е. сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются.Местом написания второго Е. отцы Церкви называют Рим. Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл.1Пет 5:13, действит. был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. от М. относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. по Р.Х.;
4)АДРЕСАТ.
Е. от М. было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга. Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. в ней присутствуют сведения, к-рые были наиб. актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. от М. нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд. обычаи(Мк 7:3,4; 14:12; 15:42)и арам. слова(Мк 3:17; 5:41; 15:22). В греч. языке Е. от М. часто ощущается лат. влияние;
5)ПОДЛИННОСТЬ
Е. от М. в целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка(Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в. по Р.Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Нек-рые манускрипты содержат сокращ. вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иису-са женам-мироносицам, и уж тем более - словами: "И никому ничего не сказали, потому что боялись"(Мк 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым.
III.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
1)КОМПОЗИЦИЯ
Иоанн Креститель - "приготовляющий путь" (1:1-8).
Приготовление Иисуса к служению (1:9-13).
"Приблизилось Царствие Божие" (1:14,15).
I.Собирание круга учеников (1:16 - 8:30).
А.Призвание учеников (1:16 - 3:35):
1)призвание через слово и знамение (1:16 - 2:17);
2)служение учеников (2:18 - 3:35).
Б.Наставления ученикам (4:1 - 6:30):
1)проповеди Иисуса (4:1-34);
2)деяния Иисуса (4:35 - 6:6);
3)деяния учеников (6:7-30).
В.Утверждение учеников в вере (6:31 - 8:30):
1)деяния Иисуса (6:31-56);
2)проповеди Иисуса (7:1-23);
3)готовность учеников к исповеданию (7:24 - 8:30).
II.Борьба и победа (8:31 - 16:20).
А.Духовный рост учеников (8:31 - 10:52):
1)следование за Иисусом и вера (8:31 - 9:29);
2)мера истинного величия (9:30 - 10:31);
3)путь служения (10:32-52).
Б.Приготовление к борьбе (11:1 - 13:37):
1)вторжение во вражеский стан (11:1-26);
2)разделение позиций (11:27 - 12:34);
3)наступление Иисуса (12:35 - 13:2);
4)указания к последней битве (13:3-37).
В.Страдания (14:1 - 16:20):
1)путь послушания (14:1-42);
2)торжество тьмы (14:43 - 15:47);
3)Победитель тьмы (16:1-20).
2)ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра - вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия"(2Пет 1:16). Благовещение Петра - это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому "покорились Ангелы и власти и силы"(1Пет 3:22)и посредством силы Которого "даровано нам все потребное для жизни и благочестия"(2Пет 1:3). см. Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е. от М.(Мк 1:14,15), - это Царство, являющееся не в слове, а в силе(1Кор 4:20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом(Мк 2:5)и смертью(Мк 5:42), - все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, - Святым Божьим(Мк 1:24), Сыном Божьим(Мк 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся(Мк 3:10). Однако в Е. от М. показана и другая сторона явления - неверие, препятствующее действию силы Божьей(Мк 6:5,6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. вопрос об Израиле играет в Е. от М. подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме(Мф 3:7-12; Лк 3:7-9), отсутствуют в Е. от М., как и диспуты Иисуса с фарисеями(Мф 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. от М. - частое употребление слова "тотчас". Время Иисуса не безгранично: час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы; всё стремится к своему завершению. В Е. от М. - "книге деяний Иисуса" - теме последних событий человеч. истории уделено необычайно много внимания(Мк 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги(см. 1Пет 4:7-19; 2Пет 3:1-14). Важнейший эпизод Е. от М. - исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает: "Ты - Христос"(Мк 8:27-30). Это исповедание - кульминация Е. от М., его теологич. вершина. В первой части второго Е. центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е. от М. и как поворотный пункт в географич. смысле. Достигнув сев. предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму - к Своим страданиям и смерти.

  1. евангелие от маркавторое из четырех Евангелий По древнему преданию оно написано Иоанном Марком племянником Варнавы Кол. со слов и под наблюдением ап. Петра Предполагают что оно написано г...Библейский энциклопедический словарь
  2. евангелие от маркаЕвангелие от МаркаСуббота для человека а не человек для субботы.Если царство разделится само в себе не может устоять царство то и если дом разделится сам в себе не может ...Сводная энциклопедия афоризмов