Библейская энциклопедия Брокгауза

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

Деяния апостолов (греч. праксейс апостолон,"дела апостолов"). Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.
I.ВВЕДЕНИЕ
1)писавший Д.А. не называет своего имени; однако изДеян 1:1 и Лк 1:1-4следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла(Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 23). Эти свидет-ва подкрепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого ли-ца:Деян 16:10-17; 20:5-16; возм., также и 20:17-38; 21:1 - 28:16). Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными. О личности Луки нам известно, что он был врачом(Кол 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней(Деян 3:2; 9:33; 14:8; 28:8). О его профессион. наблюдательности свидет-вуют также меткие характеристики людей(Деян 8:9-24; 17:18-21; 19:23-40)и яркие подробности в рассказах о событиях(Деян 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует изКол 4:10-14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере.;
2)в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает "могущественный", "высокочтимый", - так обращались, напр., к наместнику(Деян 23:26; 24:3).Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;
3)о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица - "мы") о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;
4)о на-мерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стре-мящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в2Кор 11:23-28; 12:1-4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;
5)Лука смог написать подобный "отчет" о возникновении христианства, поскольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником нек-рых важных событий. Дополнит. сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непосредств. окружения. Кр. того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия(Лк 1:1-4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол. находками.
II.СОДЕРЖАНИЕ
1)в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом(Деян 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до "края земли". Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., 11:19 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: "Некогда не народ, а ныне народ Божий"(1Пет 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (см. Церковь, собрание, община; см. Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать "один народ и одно тело";
2)с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:
Вступление: восхождение Иисуса на престол(Деян 1:4-12). Пополнение круга сотрудников (1:13-26).
I.Община (2:1 - 7:60):
а)ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (2:1-47);
б)нерешительность синедриона (3:1 - 4:22);
в)период терпимости со стороны властей (4:23 - 5:42);
г)гонения от разгневанной толпы (6:1 - 7:60).
II.Присоединение язычников (8:1 - 10:48):
а)путь Филиппа (8:1-40);
б)призвание апостола язычников (9:1-31);
в)наставление Петра о пути Божьем (9:32 - 10:48).
III.Создание нового народа Божьего (11:1 - 15:35):
а)новые трудности Церкви (11:1 - 12:25);
б)миссия среди язычников (13:1 - 14:28);
в)Церковь, свободная от Закона (15:1-35).
IV.Построение Церкви на новом основании (15:36 - 20:38):
а)второе миссионерское путешествие Павла (15:36 - 18:23);
б)Церковь в столице провинции Асии (18:24 - 20:38).
V.Новый народ и власти (21:1 - 28:16):
а)путь Павла навстречу аресту (21:1-40);
б)решение иудеев (22:1 - 23:21);
в)решение наместника (23:22 - 25:12);
г)решение царя Агриппы (25:13 - 26:32);
д)поездка для рассмотрения дела императором (27:1 - 28:16).
Заключение: последний призыв к Израилю (28:17-31).
III.БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух(Деян 8:17; 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается(Деян 9:17-19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение(Деян 10:44-48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, "горя духом"(Деян 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, к-рые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают "говорить иными языками"(Деян 19:1-7). Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал см. Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям(Рим 2:29; 3:30; Гал 3:28 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону(Деян 15:28; Гал 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе(Рим 3:9 и след.; 3:23; 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа(Рим 3:9; 1Кор 12:12 и след.; Кол 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники?(Рим 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев(Деян 13:14; 14:1 и след.; 17:2,10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам(Деян 2:14 и след.; 7:2 и след.; 11:4 и след.; 15:7 и след.,13 и след.). Мы узнаём, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа(Рим 9:3)и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников(Деян 13:46; 28:28). За его горькими словами об иудеях(1Фес 2:15 и след.)стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.

  1. деяния апостоловодна из книг Нового завета наряду с евангелиями посланиями апостолов Откровением Иоанна Богослова Апокалипсисом. В первых главах Д. а. рассказывается о проповеди христиа...Атеистический словарь II
  2. деяния апостоловпятая книга Нов Завета написана по преданию евангелистом Лукою и также как и Евангелие посвящена некоему Феофилу В этой книге описывается как Св Дух через проповедь апост...Библейский энциклопедический словарь
  3. деяния апостоловДеяния Апостолов пятая книга Нового Завета написанная евангелистом Лукой в Риме точнее законченная им там около г. то есть во время заключения ап. Павла. Книга повеств...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. деяния апостоловДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ анонимное раннехристианское сочинение включнное в состав Нового завета iявляется продолжением евангелий повествует о распространении христианства после с...Большая советская энциклопедия
  5. деяния апостоловДеяния апостолов анонимное раннехристианское сочинение включнное в состав Нового завета См. Новый завет является продолжением евангелий повествует о распространении христ...Большая Советская энциклопедия II
  6. деяния апостолованонимное раннехристианское сочинение включенное вНовый Завет продолжение Евангелий повествует о распространенииапостолами христианства после смерти Иисуса Христа. Вопрос...Большой энциклопедический словарь II
  7. "деяния апостолов"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ анонимное раннехристианское сочинение включенное в Новый Завет продолжение Евангелий повествует о распространении апостолами христианства после смерти Ии...Большой энциклопедический словарь III
  8. деяния апостоловДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ анонимное раннехристианское сочинение включенное в Новый Завет продолжение Евангелий повествует о распространении апостолами христианства после смерти И...Большой Энциклопедический словарь V
  9. деяния апостоловДеяния апостолов Деяния апостолов часть Нового Завета...Орфографический словарь
  10. деяния апостоловмн Часть Нового Завета следующая за Евангелиями. Слово деяния употребляется в значении деятельность апостолов после смерти их Учителя Иисуса Христа. Деяния дополняют сод...Основы православной культуры
  11. деяния апостоловОрфографическая запись слова деяния апостолов Ударение в слове Деяния апостолов Деление слова на слоги перенос слова деяния апостолов Фонетическая транскрипция слова деян...Полный фонетический разбор слов
  12. деяния апостоловДеяния апостолов часть Нового Заветаem...Русский орфографический словарь
  13. деяния апостоловДеяния АпостоловБог сотворивший мир и все что в нем Он будучи Господом неба и земли не в рукотворных храмах живет.От одной крови Он произвел весь род человеческий для оби...Сводная энциклопедия афоризмов
  14. деяния апостоловпроизведения историкомифологич. содержания описывающие жизнь и деяния апостолов. К Д. а. относятся например книги Павла Петра Андрея Иоанна и Фомы а также ПсевдоКлемента....Словарь античности
  15. "деяния апостолов"я книга Нового завета см. Библия. Католич. и протест. богословы датируют Д. а. третьей четв. в. на самом деле Д. а. оформлены значит. позже возможно даже после . Д. а. я...Советская историческая энциклопедия
  16. деяния апостоловДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ анонимное раннехристианское сочинение включенное в Новый Завет продолжение Евангелий повествует о распространении апостолами христианства после смерти Ии...Современный энциклопедический словарь
  17. деяния апостоловУдарение в слове Деяния апостоловУдарение падает на буквы яоБезударные гласные в слове Деяния апостолов...Ударение и правописание
  18. "деяния апостолов"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ анонимное раннехристианское сочинение включенное в Новый Завет продолжение Евангелий повествует о распространении апостолами христианства после смерти И...Энциклопедический словарь естествознания