Библейская энциклопедия Брокгауза

ГНЕВ, ГНЕВИТЬ

Человеч. Г. - это эмоциональная реакция, возникающая в тех случаях, когда затрагивается, нарушается или подвергается угрозе ч.-л. дорогое, особо ценное для этого человека. Г. направлен против того, кто виновен в этом нарушении, приносящем человеку моральный или материальный ущерб. Обиженный, в к-ром "закипает" Г., может разразиться бранью, в нем может проснуться жажда мести. Г. может вспыхнуть как внезапный порыв; он может найти свое выражение в словах или поступках человека, но может быть также подавлен усилием воли или осознанием его греховности. Там, где Г. живет в людях, он ведет к ненависти (см. Ненависть, ненавидеть).
I:
1)ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ может легко превратиться в необузд. страсть, к-рая несет угрозу существованию другого человека(Быт 4:5; 27:41-45). Г. и грех тесно связаны между собой(Пс 4:5; Иак 1:19 и след.). Поэтому притчи предостерегают от проявлений Г. и рекомендуют сохранять самообладание(Притч 12:16; 15:1; 21:24; 27:4; 30:33). Иисус запрещает гневить брата(Мф 5:22); Павел повторяет ветхозаветное предостережение из Пс 4:5 и заповедует не хранить в сердце Г. до след. дня, т.е. немедленно выяснить его причины и устранить их(Еф 4:26). У верующих Г., как реакция плоти(Гал 5:20), не должен иметь места(Еф 4:31), особенно в молитве(1Тим 2:8). ВЕф 6:4Павел предостерегает отцов, призывая их не раздражать своих детей, чтобы не вызывать их Г.(Еф 6:4);
2)но бывает и такой Г., к-рый Библия не осуждает: это те случаи, когда человек впадает в Г.перед лицом греха, оскорбляясь не за себя, а за попрание правды Божьей, Так произошло с Самуилом из-за самоволия Саула(1Цар 15:11 и след.)и с Неемией из-за корыстолюбия иудеев(Неем 5:6). Так гневался Моисей, когда Израиль отпал от Господа и отлил себе золотого тельца (см. Телец)(Исх 32:19 и след.). Такой Г. свят и праведен(Мк 3:5; ср. Ин 2:14-17), но его целью должно оставаться спасение и обращение людей, на к-рых гневаются; Иисус запрещает Своим ученикам требовать их уничтожения(Лк 9:54 и след.). Люди не должны считать себя исполнителями Г. Божьего, они могут лишь дать ему место(Рим 12:19).
II:
1)Библия постоянно говорит о том, что ГНЕВ БОЖИЙ, к-рый возгорается от соприкосновения со злом и неправдой, пребывает с грешником(Еф 2:3)и грозит разразиться над теми, кто пренебрегает послушанием и милостью Божьей. Бог так возлюбил людей, что пожертвовал ради них Своим Сыном(Ин 3:16), но Святой и Чистый гневается на все то, что противостоит Его сущности, и уничтожает то, что восстает против Него и Его установлений(Пс 5:5-7). Поскольку присутствие Бога и общение с Ним исключает нечистоту, Он ненавидит см. Зло, злоба, злобный и стремится подвигнуть человека к отстранению от см. Греха, чтобы спасти его(Иез 18:21-23). Но если человек не отстраняется от греха, то Г. Божий настигает и грех, и грешника(Ис 9:11 и след.; Наум 1:2);
2)люди ВЗ на себе познали Г. Божий(Чис 11:1; 22:22; Нав 7:1; Суд 3:8; Иер 52:3). Они знали, как он возгорается(Втор 32:22; Ис 30:27; 42:25), а также то, что человек гибнет от Г. Божьего(Пс 89:7), отвергнутый Богом(Пс 26:7; ср. Иер 21:5-7). Г. Божий передвигает горы(Иов 9:5), и никто не может утолить его, если его разожгли грехи народа Божьего(Иер 17:4). Но этот гнев настигает и язычников(Иер 10:10; Пс 109:5,6; Ис 63:3). Отсюда становятся понятными как просьба, чтобы Бог отвратил Свой Г.(Исх 32:12; Пс 84:6; Дан 9:16), так и желание укрыться от него(Ис 26:20), но вместе с тем и великая радость по поводу наличия обетования и осознания того, что Г. Божий длится лишь огранич. время(Пс 29:6; 102:9; Мих 7:18), в отличие от Его вечной милости;
3)так же отчетливо о Г. Божьем, грозящем всем безбожным и неправедным, говорит НЗ(Лк 21:23; Ин 3:36; Рим 1:18; 4:15; Еф 5:6; Кол 3:6; 1 Фее 2:16). При этом выражения "день гнева"(Рим 2:5; Откр 6:17)и"будущий","гря-дущий" Г.(Мф 3:7; Лк 3:7; 1 Фее 1:10)относятся к последнему Суду в конце времен(Откр 20:11-15). В образном языке Откровения суд Божий явлен как чаша Г. Божьего, к-рую предстоит испить пораж.этим Г.(Откр 14:10; 16:19; ср. 25:15 и след.), и как семь чаш Г., к-рые Его ангелы изольют на созревшую для суда землю(Откр 16). Но над тем, кто спасен верой в Иисуса Христа, уже не нависает угроза Г. Божьего, его уже не коснется суд, он обретет вечную жизнь(Ин 5:24; 1Феc 5:9).