Библейская энциклопедия Брокгауза

ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, ВИНОГРАДНИК, ВИНО

I.
Виноградная лоза (Vitis vinifera) - древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению(ср. Ин 15:2 и след.). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит "опробковение" коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива(Иез 15:1-6).
II:
1)почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. с очень ранних времен(Быт 14:18; ср. также Быт 9:20)почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской(Суд 15:5), на Изреельской равнине(3Цар 21:1), в оазисе Ен-Геди(Песн 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях - вблизи Хеврона, в долине Есхол(Чис 13:24), под Силомом(Суд 21:20 и след.), Сихемом(Суд 9:27)и Самарией(Иер 31:5), на вост. берегу Иордана(Ис 16:8-10; Иер 48:32 и след.), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;
2)обычно виноградники располагались на склонах гор(Ис 5:1; Иоил 4:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и см. Шакалов во избежание потрав(Чис 22:24; Пс 79:9-14; Притч 24:30 и след.; Песн 2:15; Ис 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точи-ло (виноградный пресс)(Ис 1:8; 5:1-7; Мф 21:33-41).Виноградник требует много труда(ср. Мф 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (см. Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков(Притч 24:30 и след.; Ис 5:6); лозы требуется обрезать и очищать(Лев 25:3; Ин 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках(ср. Иез 17:6; Ос 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;
3)из ягод В. получали сок(Ис 63:2; Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными(Чис 6:3; Втор 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки(1Цар 25:18, 30:12, в Синод. пер. - "связки изюма"; см. Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости(ср. Ис 16:9,10), особенно когда В. начинали давить - с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали(Иер 6:9)и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В.(Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме(см. Ис 16:10; Иер 25:30; 48:33). "Кровь гроздов"(Быт 49:11)окрашивала их кожу и одежду в красный цвет(Ис 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи(Иов 32:19; Мф 9:17)или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды(Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (см. Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;
4)виноградный сок пили свежим (евр. тирош), черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище(Чис 18:12; Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино (евр. яйин) - алкогольный напиток, вызывающий опьянение(Быт 9:21). "Плод виноградный"(Мф 26:29; Мк 14:25)- издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями(Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине(Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и "крепкий напиток", к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна(Ис 28:7; 29:9; см. Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали(Иез 27:18; Ос 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в1Пар 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. ВПесн 2:4говорится "о доме пира", т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;
5)хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания(2Пар 2:9; Пс 103:14 и след.; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий(Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Еккл 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения(Исх 29:38-41)и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом(Втор 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство(Лк 10:34; 1Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась(Ис 28:7 и след.; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает(Притч 20:1; 23:29-35; Еф 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки(Лев 10:8-11), назореям (см. Назорей, Назарянин) было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде(Чис 6:3 и след.; Суд 13:4), см. Рехавиты также не пили никакого вина(Иер 35).
III.
В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования(Притч 9:2; Ис 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом(Иер 25:15 и след.). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой(Пс 79:9-16; Ос 10:1), а землю израильтян - с виноградником(Иер 12:10; ср. Мк 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом(Ин 15:1 и след.).