Архитектурный словарь (из интернета)

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

Деревянная архитектура, обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянная архитектура — один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека (остатки свайных поселений на р. Модлоне в Вологодской области относятся к эпохе неолита). Деревянная архитектура более ограничена в своих возможностях, чем каменная; её выразительность достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева (сосна, дуб, ель, каштан, бук, пихта, пальма и др.) и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчёркивающей её красоту. Издавна сложились 2 конструктивные системы деревянных построек — срубная и каркасная, которые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Единые строительные приёмы, при огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими и природно-климатическими условиями, присущи всем типам деревянных сооружений (жилым, хозяйственным, культовым, оборонительным и т.д.), встречающимся в России, Белоруссии, Украине, Западной Европе, Африке, Океании, Юго-Восточной Азии, Канаде, Южной Америке и др. Они создавали цельный и гармоничный облик городов (особенно русских) и поселений. Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить эволюцию деревянной архитектуры, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17—19, реже 12—16 вв.), а также описания современников, изображения на старинных документах, иконах и картинах дают представление о значительности деревянной архитектуры в прошлом, о взаимовлиянии деревянной и каменной архитектуры (прослеживается в балочно-стоечной конструкции, в формах крепостных башен, в шатровых и ярусных завершениях церквей, трёхчастной композиции жилых домов и т. д.). Особенность деревянной архитектуры — близость к окружающей природе; сооружения воспринимаются как её неотъемлемая часть.
Единство и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных решений жилого дома (в России — изба), в основе которого лежит сруб, или клеть, с очагом (а позже печью) и с 2- или 4-скатной крышей. Тип срубного жилища распространён в России, в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, Польше, Румынии, Чехословакии, Финляндии, скандинавских странах, в горных районах Италии и Швейцарии. Специфически местный характер ему придают различные размеры, расположение и формы срубов (встречаются даже характерные обычно для культовой деревянной архитектуры многогранные, например в пастушеских домиках Карпат), форма и покрытия крыш, планировка помещений (широко распространено трёхчастное деление с открытым очагом в центральной части), введение других материалов (например, каменные подклеты в альпийских домах, соломенные кровли России, Украины, Белоруссии, Польши) и особенно характер декоративного убранства фасадов и интерьеров. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (длина 7—10 м, диаметр 25—50 см; см. Венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов-"самцов", продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых жердей ("куриц") с крюками, на которых удерживается водосток. Все детали соединены без гвоздей. Обусловленный этой конструкцией предельно логичный, ясный и монументальный объём с мерным ритмом незакрытых венцов, контрастирующий с устремлённой вверх нарядной крышей, создаёт особую выразительность деревянных жилых построек, которая усиливается введением специфических декоративных элементов (лаконичная и скупая скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки и курицы крыши, балясины галерей). С удешевлением пилёного леса (после появления в 18 в. водяных, а затем и паровых лесопилок) распространились более дешёвые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, "полотенца", наличники окон, балясины галерей, подзоры и т.д.); усложняется резьба (рельефная и пропильная), подражая элементам каменного декора (в формах наличников, фронтонов, балясин).
Клеть делится на отдельные ячейки — помещения (2 — в центральной и северной России; 3 — на Украине, в Белоруссии, Прибалтике). К срубу по мере надобности прирубаются другие, образуя "двойни", "тройни". Размеры брёвен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно увеличить её высоту. Система клетей с башнями-"повалушами", соединённых сенями и переходами, на Руси называлась "хоромами". Свободная, живописная композиция характерна для 3-этажных хором Строгановых в Сольвычегодске (1565, не сохранились) и особенно для дворца Алексея Михайловича в с. Коломенском под Москвой (1667—1668), с его асимметрией, разнообразием покрытий, сложной системой крылец, нарядной резьбой. Многообразные типы сохранившихся русских изб 18—19 вв. делятся на несколько стилистических групп. В северных районах преобладают: 4-стенные избы на высоком подклете, с двускатной крышей, далеко выступающей над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской областях); дома "кошелем" (изба и хозяйственный двор поставлены рядом и покрыты одной асимметричной крышей) и "брусом" (двор примыкает к избе сзади) — в Карельской АССР. Сильные свесы крыш, мощные брёвна срубов и накатов "взвоза" (въезда на сеновал), скупость резных деталей придают северным избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири — "двойни", "тройни" и 4-стенные, на высоком подклете, носящие ещё более замкнутый, крепостной характер. Бревенчатые стены, широкие пластины пола, "матицы" (балки) потолка, прикреплённые к стенам лавки и кровати с резными подзорами, огромные печи, цветочные росписи (сдержанные на С. и более пышные в Сибири) позволяют ощутить гармонию и связь всех деталей интерьера. Более приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье, Северное Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной "глухой" резьбой (так называемая корабельная резь).
В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность которой иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами — глиной, камнем, кирпичом. Простейшие деревянные дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. По сравнению со срубной открытая каркасная конструкция, с её ритмическими рядами опор и ригелей, допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с простейшими 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались огромные комплексы дворцовых каркасных зданий (7—12 вв.). Мощные столбы, резные и расписанные кронштейны-"доугуны" и массивные изогнутые черепичные крыши создают впечатление большой нарядности сооружения. Очень лёгкие японские каркасные дома, в отличие от китайских, несимметричны и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Во многих странах Европы (Германия, Австрия, Швейцария и др.) богато развито фахверковое зодчество.
В хозяйственных постройках (амбары, склады, мельницы, мосты, бани) особенно чётко проявляется инженерно-конструкторское мышление народных мастеров. Применяемые здесь особые, функционально оправданные конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы и галереи амбаров и сеновалов, тонкие сваи бань, мощные подпоры мостов) создают острые, выразительные силуэты построек.
Древнейшие деревянные культовые сооружения известны только по литературным источникам. В русских летописях упоминаются дубовый "о 13 верхах" Софийский собор в Новгороде (989), Успенский собор в Ростове Великом (992) и др. Храм, являвшийся единственным общественным сооружением, выделялся высотой и размерами среди рядовой застройки города или села. Сохранившиеся на территории России памятники датируются в основном 15—18 вв. Наиболее распространены "клетские" односрубные, напоминающие избу храмы с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор) — Лазаревская церковь Муромского монастыря (конец 14 в., ныне в Кижах), церковь с. Бородава (1486, ныне в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Разнообразны шатровые храмы (6—8-гранные, квадратные или крестообразные срубы, покрытые шатром). Центральный сруб, часто расширенный вверху в виде раструба-"повала" (для опоры шатра и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками (покрытыми скатами и бочками), крыльцами, галереями с изящной резьбой (церкви в Панилове Архангельской области, 1600, в Варзуге Мурманской области, 1674, в Кондопоге, 1774; собор в Кеми, 1711—17). Характерны также кубоватые покрытия (см. Бочка), несущие 5 глав (храмы в с. Кушерека, 1669, Пияла, 1695; Преображенская церковь в Турчасове, 1781; все — в Архангельской области). Для средней полосы России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков (церковь в селе Ширково Калининской области, 1697) или восьмериков (церкви Вознесения в Торжке Калининской области, 1653, Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской области, 1687 или 1689). Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи, в которых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и трепетной узорчатостью покрытых лемехом глав. Шатровые восьмигранные колокольни были каркасными и обшивались в нижних ярусах брёвнами, тогда как верхние части столбов образовывали открытую галерею — звонницу. Во внутреннем убранстве церквей широко использовались резьба и росписи, придававшие интерьеру радостный, праздничный характер (часовня Умиления богородицы в деревне Корбе Карелии, 18 в.).
Простейший вид украинской деревянной церкви — приземистая бескупольная церковь "хатного" типа из трёх срубов разной высоты с двускатными (церковь в с. Сычин Волынской области, 16 в.), 8-гранными шатровыми (собор в Ковеле Волынской области, 1505; Николаевская церковь в Виннице, 1746) или полусферическими шлемовидными завершениями (церковь Юры в Дрогобыче, 1654). Срубы часто обшиты горизонтально положенными досками. Распространены крестообразные в плане церкви с 1—9 верхами. Центральный сруб с наиболее развитым верхом всегда господствует над церковью, приближая её силуэт к пирамиде (собор в Новомосковске Днепропетровской области, 1773—81) и достигая очень большой высоты [высота храма в Березне Черниговской области (1761) — 34 м]. Наиболее характерны трёхсрубные (с размещением срубов по одной оси) храмы — с уступчатыми пирамидальными покрытиями, придающими невысоким объёмам динамичность и устремление вверх. Есть храмы, завершённые целым каскадом уступов-"заломов" (церковь Николая из с. Кривки с 6 заломами, 1763, ныне во Львове). В трёхсрубных церквах карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Деревянные гвозди, прикрепляющие доски к срубу, образуют узор. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба — 2-я половина 15 в., Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, 2-я половина 17 в.), Чехословакии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725 — 26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей стилей каменной западноевропейской архитектуры (готики, барокко, классицизма). В синагогах этих стран деревянные срубы завершаются подвесными стропильными конструкциями, позволяющими перекрывать обширные помещения (в Гродно — в Белоруссии; в Гвоздце близ Черновиц и Острополе близ Житомира — на Украине; в Заблудуве — в Польше; все — 17 в.). Подвесные стропильные конструкции, к которым подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись в срубных церквах Финляндии — в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер М. Хармя) и др.
Храмы каркасного типа известны в Японии и Китае с первых веков н. э. (синтоистский храм в Исе; буддийские храмы — Хорюдзи, Феникса, Фогуан). В их основе лежит конструкция примитивных свайных жилищ (сооружения подняты на столбах и платформах), доведённая до совершенства искусством ритмической расстановки столбов, удачным сочетанием лёгких стен с массивными нависающими крышами.
В Скандинавии сложился тип храмов с двойным каркасом — внутренним, из стройных столбов, соединённых арками и крестовинами, и наружным, со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме ("ставкирки" Норвегии — в Урнесе, 1060—1130, Боргунне, около 1150). Внутреннее пространство трёхъярусных пирамидальных ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными, как и шведские звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (на острове Фрёсён озера Стуршён, 1754).
Из деревянных оборонных сооружений, имевших вплоть до 17 в. большое значение для формирования города, его плана и силуэта, сохранилось всего несколько памятников (остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири, оба — 17 в., и ограды Николо-Карельского монастыря, 1692, ныне в Музее-заповеднике Коломенское в Москве). Для этих сооружений характерны крепостные стены из срубов, засыпанных землёй, с открытым ходом по верху, который защищён бревенчатым парапетом-"заборалом", и монументальные суровые башни, завершённые невысокими шатрами.
В конце 19 — начале 20 вв. многие архитекторы обращались к формам и декору народной Д. а. при постройке выставочных павильонов, дач, ж.-д. станций.
Е. Н. Сильверсван.
Современная деревянная архитектура.
Дерево как строительный материал используется в сельских местностях (в районах, богатых лесом), в городских постройках временного характера, в посёлках. Успешно применяется в малых архитектурных формах — оградах, входах, парковых беседках, павильонах.
Улучшение качеств древесины [антисептирование, прессование, обработка антипиренами делают дерево огнестойким материалом с увеличенной прочностью], применение специальных клеёв для соединения деревянных элементов позволило создавать конструктивные элементы любой длины и формы, дало ещё больше возможностей для использования дерева в современной архитектуре (в СССР обширные деревянные павильоны с большепролётными конструкциями были сооружены на 1-й Всероссийской с.-х. и кустарно-промышленной выставке 1923). В США, Финляндии, Норвегии, Швейцарии широко распространено строительство малоэтажных жилых домов, возводимых на основе сборки лёгких деревянных каркасов и панелей заводского изготовления. Советский и канадский опыт показали также, что для районов Крайнего Севера и лесных районов деревянное каркасное домостроение экономичнее и эффективнее строительства из др. материалов. В строительстве промышленных, гражданских, с.-х. сооружений широко применяются клеёные балки (трикотажная фабрика в Мансфилде, Англия), трехшарнирные различных очертаний рамы (фабрика одежды в Турку, Финляндия) и арки (лаборатория фирмы "Феникс" в графстве Эссекс, Англия). Купольные покрытия из арочных клеёных рёбер и сетчатые своды, позволяющие перекрывать большие пролёты, чаще всего используются в строительстве спортивных сооружений (крытые стадионы во Флориде, США, пролёт 90 м, в Ньюкасле-апон-Тайн, Англия, пролёт 62 м; Колизеум колледжа в штате Кентукки, США, пролёт 94 м; каток в Гренобле, Франция). Значительное распространение в архитектуре получили складчатые конструкции (завод бумаги в Калифорнии, США) и оболочки в виде гиперболических параболоидов ("гипаров"), сооружаемые из тонких досок, склеенных в 2—3 слоя, или из фанеры. Опираясь только на 2 точки, такие покрытия полностью освобождают внутреннее пространство от опор и дают возможность создавать светлые обширные помещения при небольшой затрате материала (овощной рынок в Лондоне, многочисленные школы и др. детские учреждения в Великобритании). Новые конструкции позволяют добиваться разнообразия и богатства архитектурных решений деревянных построек, сходных по формам с сооружениями из железобетона, алюминия и др. Характерная фактура и декоративные качества деревянных элементов, открытых в просторных интерьерах и легко читаемых на фасаде, придают деревянным постройкам особую теплоту, создают впечатляющий художественный эффект.
Е. К. Иванова.


  1. деревянная архитектурасельский домstrong сруб. срубить дом. рубленый дом. изба.венец.завалинка.история курная изба. волоковое окно....Идеографический словарь русского языка
  2. деревянная архитектурапостройки из древесины. Деревянные сооружения древнекаменного века до нас не дошли. Они редко переживают дватри поколения людей кроме того часто гибнут при пожарах. Не сл...Археологический словарь II
  3. деревянная архитектураобширная область архитектуры искусство строить из дерева обладающее особой спецификой определяемой характером материала и строительными примами. Благодаря своей доступнос...Архитектурный словарь
  4. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА обширная область архитектуры искусство строить из дерева обладающее особой спецификой определяемой характером материала и строительными примами. Бл...Большая советская энциклопедия
  5. деревянная архитектураобширная область архитектуры искусство строить из дерева обладающее особой спецификой определяемой характером материала и строительными примами. Благодаря своей доступнос...Большая Советская энциклопедия II
  6. деревянная архитектураискусство строить из дерева. Главныеконструктивные системы срубная постройки из бревен дома храмыхозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Европы и каркаснаявертикаль...Большой энциклопедический словарь II
  7. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА искусство строить из дерева. Главные конструктивные системы срубная постройки из бревен дома храмы хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Ев...Большой энциклопедический словарь III
  8. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ архитектура искусство строить из дерева. Главные конструктивные системы срубная постройки из бревен дома храмы хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Е...Большой Энциклопедический словарь V
  9. деревянная архитектураобласть архитектуры специфика которой определяется характером материала дерево и строительными приемами. Исторически сложились конструктивные системы деревянных построек...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА область архитектуры специфика которой определяется характером материала дерево и строительными приемами. Исторически сложились конструктивные сист...Современная энциклопедия
  11. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА искусство строить из дерева. Главные конструктивные системы срубная постройки из бревен дома храмы хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Ев...Современный энциклопедический словарь
  12. деревянная архитектураобширная область архитектуры искусство строить из дерева обладающее особой спецификой определяемой характером материала и строительными примами. Благодаря своей доступнос...Строительный словарь
  13. деревянная архитектураДеревянная архитектура обширная область архитектуры обладающая особой спецификой определяемой характером материала и строительными примами. Дерево является прекрасным стр...Художественная энциклопедия
  14. деревянная архитектураДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА искусство строить из дерева. Главные конструктивные системы срубная постройки из бревен дома храмы хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Е...Энциклопедический словарь естествознания