Античные писатели. Словарь

ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ

из Аквина в Кампании, ок. 60-130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г. занимался риторикой. Примерно на 80 году жизни был, по некоторым сведениям, приговорен к изгнанию в дальние страны. В некоторых сатирах слышатся отголоски пребывания вдали от Италии; в юности поэт, по-видимому, побывал в Британии в должности трибуна далматской когорты, в Египте же, который, несомненно, знал по личным впечатлениям (как о том свидетельствует сатира 15), побывал, возможно, уже в зрелом возрасте. Во время пребывания в столице Ю. имел возможность ближе узнать жизнь римского общества, в особенности же высших его кругов. Эти наблюдения определили направленность его творчества. Ю. оставил 16 сатир, которые сперва издавал по отдельности, а позднее выстроил по хронологическому принципу и разделил на 5 книг. Вероятнее всего, он писал их после смерти Домициана в 96 г., когда распространилась свобода мысли и слова. Книга I ( издана после 100 г.) включает сатиры 1-5; содержанием книги II издана после 116 г.) является 6 сатира; в книгу III (изданную, вероятно, в начале правления Адриана, после 117 г.) входят сатиры 7-9, книга IV (издана ок. 125 г.) охватывает сатиры 10-12, а книга V (издана после 127 г.) — сатиры 13-16. В сатире 16 отсутствует окончание, по-видимому, в результате механического повреждения последнего листа рукописи. Поэтическое кредо поэт изложил в сатире 1. Возмущение проявлениями зла и людские пороки — такие как противные человеческой природе тщеславие, жадность, доносительство и др. — побуждают его писать сатиры, что выражено в известном изречении: "Трудно не писать сатир" (Difficile est satiram non scribere). Но осторожность заставляет его щадить ныне живущих и направлять острие сатиры против уже умерших. В последующих сатирах, каждая из которых посвящена особой теме, Ю. рисует трагическую картину упадка нравов тогдашнего Рима. Так, в сатире 2 он высмеивает лицемеров и мнимых мудрецов, которые погрязли в пороках. В сатире 3 — клеймит городскую жизнь, которая порядочному человеку кажется кошмаром. Сатира 4 содержит пародию на заседание сената при Домициане, где с потрясающей серьезностью решаются ничтожные проблемы; сатира 5 описывает унижения паразита, сатира 6 са длинная, своей меткостью отбивает охоту к заключению брачных союзов. Эта сатира обращена против женщин, представленных в ней в самом невыгодном свете. В сатире 7 он обрушивается на принижение интеллектуальных достоинств и нищету литераторов. Со временем острота сатир Ю. ослабевает, как это можно увидеть в дальнейших произведениях, написанных уже при Адриане. Поэт пытается укрепить нравственные устои читателей. В сатире 8, отвергая спесь и ссылки на заслуги предков, он доказывает правильность старого философского принципа, что не происхождение делает человека, но его нравственные достоинства. В сатире он 9 критикует мужчин, язвительно клеймя вырождение пола, в сатире 10 — провозглашает правило, что единственной достойной целью может быть такая жизнь, когда в здоровом теле живет здоровый дух — "Ut sit mens sana in corpore sano". В сатире 11 — предписывает умеренность во всем, а особенно в еде, сатира 12 подчеркивает ценность бескорыстной дружбы и превосходство духовных благ над материальными, содержит скрытый выпад в адрес тех, кто дожидается наследства после бездетных богачей, сатира 13 утешает друга в денежной потере, сатира 14 является рассуждением на тему воспитания молодежи, предписывая особо бороться против алчности, сатира 15 показывает, до чего доводят фанатизм и предрассудки на примере случая каннибализма, свидетелем которого поэт стал в Египте, 16 критикует привилегии военных перед гражданским населением. Ю. пессимистически смотрел на мир, чему, вероятно, способствовали пережитые им периоды террора при Нероне и Домициане, а, возможно, личные переживания и разочарования. В сатирах Ю. с большим мастерством нарисовал картину упадка римского общества, не жалея красок и пафоса в соответствии с правилами всевластной в то время в литературе риторики. Несмотря на недочеты композиции, несмотря на повторения и туманные аллюзии, затрудняющие сегодняшнему читателю понимание текста, Ю. предоставил нам ценный материал для познания эпохи, особенно для изучения уклада жизни. Ю. был последним римским сатириком, а также одним из последних талантливых поэтов в империи.

  1. ювенал, децим юнийлат.u Decimus Junius Juvenalisок ок. н.э. рим. поэтсатирик занимался политической деятельностью будучи воен. трибуном автор сборника сатир в духе стоицизма в кн. обли...Античный мир. Словарь-справочник
  2. ювенал децим юнийЮвеналstrong Децим Юний Decimus Junius Juvenalis [около Аквинум близ Рима около Египет ] римский поэтсатирик. Написал сатир в книгах последняя не закончена. Сатиры й...Большая Советская энциклопедия II
  3. ювенал, децим юнийок. после римский поэтсатирик....Даты рождения и смерти известных людей
  4. ювенал, децим юнийJuvenalis Децим Юний около около римский поэтсатирик. Профессиональный ритордекламатор. Известен как классик суровой сатиры. Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ю...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. ювенал децим юнийЮВЕНАЛ Juvenalis Децим Юний ок. ок. римский поэтсатирик. Был профессиональным риторомдекламатором. Резко обличит. в духе стоич. морали сатиры сатир в кн. ок. . Са...Литературный энциклопедический словарь
  6. ювенал, децим юнийЮВЕНАЛ ДЕЦИМ ЮНИЙDecimus Iunius Iuvenalis ок. ум. после величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III...Энциклопедия Кольера II