Античные писатели. Словарь

СТАЦИЙ, ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ

римский поэт. Свой талант развивал под заботливым наблюдением отца, который держал сначала в Неаполе, а затем и в Риме грамматическую школу и успешно занимался поэзией. Молодой С. читал свои произведения на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Полчуил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, в 94 г. не нашла признания его эпичесская поэма о войне Домициана с германцами О Германской войне (De bello Germanico). По-видимому, разочарованный этой неудачей, он возвратился в родной Неаполь, где и умер. Из обширного литературного наследия С. сохранилось 3 произведения: Фиваида (вероятно, 80–92 гг. н. э.) — мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану. Т. Традиционный сюжет о братоубийстве и борьбе сыновей Эдипа за власть над Фивами использовался греческими поэтами с давних времен, как в эпической поэзии, так и в трагедии, а примерно в 400 г. до н. э. Антимах Колофонский написал поэму с тем же названием. В поэме С. можно найти реминисенции из Гомера, Еврипида и др., а из римских писателей — из Овидия, Сенеки, Лукана, Валерия Флакка. Композиция произведения выстроена по образцу Энеиды Вергилия, отсюда же происходит деление поэмы на 2 части. Первая описывает события, предшествующие походу (кн. I–VI), вторая — сам поход (кн. VII–XII). Неуклонное следование этому принципу отягощает произведение: немногие события, связанные с приготовлениями к походу занимают только 3 первых книги и часть четвертой, а остальное поэт вынужден был заполнить отвлеченным повествованием о Гипсипиле и Офельте. Зато вторая часть поражает обилием кровавых сцен битвы, исполненных напряжения, которые идут одна за другой. На эпической технике лежит отпечаток влияния Вергилия; кроме традиционных божеств, определяющих судьбы героев, поэт вводит персонифицированные абстрактные понятия, такие как Мужественность (Virtus), Благочестие (Pietas), Страх (Pavor). Влияние Вергилия прослеживается также в описаниях сражений, игр, местности и т. д. С. часто пишет в маньеристическом стиле своей эпохи, избыток риторических средств приводит его к искусственности и преувеличениям. Фиваида С. является единственным сохранившимся произведением, которое в эпической форме раскрывает тематику, принадлежавшую до сих пор драме. Другим произведением С. была Ахиллея, тоже мифологическая поэма в 2 книгах. Ахиллея, начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни С. создал также Сильвы (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти С. была издана книга V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения (genethliaca), свадеб (epithalamia), кончин (epicedia). Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например, прекрасный эписедий на смерть отца С. Разнообразному содержанию соответствовало разнообразие формы произведений: повествование, письмо, элегия и т. д. — и стиль, который менялся в зависимости от тематики. Менее разнообразна метрика: преобладает гекзаметр, но имеются также одиннадцатисложники, алкеевы и сапфические строфы. Сильвы, несмотря на обилие риторики, свидетельствуют об импровизаторском таланте автора и его хорошем владении поэтическим ремеслом. Наряду с произведениями Марциала, Ювенала и письмами Плиния Младшего они представляют ценный источник сведений об эпохе, ее традициях и придворных обычаях при Домициане, свидетельствуют о зависимости поэта от его покровителей. Последующие поколения относились к произведениям С. с почтением, его эпосы охотно читались в античности и в средние века, они в значительной степени повлияли на Данте (который ставил С. наравне с Вергилием) и поэтов барокко.

  1. стаций, публий папинийок. Римский поэт и политик родившийся в Неаполе и живший в Риме известен по своим эпическим произведениям главным образом по поэме Фиваида написанной в двенадцати книгах...Античный мир. Словарь-справочник
  2. стаций публий папинийСТАЦИЙ Statius Публий Папиний ок. ок. римский поэт. Стихи на случай кн. Сильвы букв. Леса . Мифол. поэмы Фиваиды кн. на сюжет похода семерых против Фив Ахиллеиды к...Литературный энциклопедический словарь
  3. стаций публий папинийСтаций Публий Папиний ок. ок. гг. поэт продолжатель ВергилияПервых на свете богов создал страх.Источник Афоризмы. Золотой фонд мудрости. Еремишин О. М. Просвещение ....Сводная энциклопедия афоризмов
  4. стаций, публий папинийСТАЦИЙ ПУБЛИЙ ПАПИНИЙPublius Papinius Statius ок. н.э. латинский поэт родился в Неаполе блистал при дворе императора Домициана. С по Стаций создал Фиваиду Thebais эпич...Энциклопедия Кольера II