Античные писатели. Словарь

МЕНАНДР

из Афин, 342-293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Лицее — Деметрий Фалеронский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317-307 гг. После падения его режима М. подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то, что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь на Пирее. М. писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). М. одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э., которого ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения М. пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект V и VI вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия М. осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов М, а в 1959 г. — единственную целиком дошедшую пьесу — Отшельника (Dyskolos). Знакомство с произведениями М. в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии М. мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы — это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, целым внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака — молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий М. Рядом с ней следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е годы; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях М. неизменно присутствуют образы отцов — старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей — легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; "хороших" и "плохих" гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получение состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях М. момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий М. отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество М. явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия М. смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых — Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку — понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не Менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии М. строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части — трохеическим тетраметром. Языком М. был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. М. избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя М. умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах.

  1. менандрМенандр до н. э.Самый значительный представитель так называемой новоаттической комедии. Менандр написал более сотни пьес из которых полностью до нас дошла только одна У...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. менандргреч.u Menandrosок. до н.э. греческий комедиограф представитель новоаттической комедии ученик Теофраста родился в богатой афинской семье. Традиция приписывает ему авто...Античный мир. Словарь-справочник
  3. менандрмилинда ум. ок. до н. э. правитель греч. владений в Сев. Индии ГрекоБактрийское царство. Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на некрые слои местного ...Атеистический словарь
  4. менандрмилинда ум. ок. до н. э. правитель греч. владений в Сев. Индии ГрекоБактрийское царство. Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на некрые слои местного...Атеистический словарь II
  5. менандрМЕНАНДР Menandros ок. ок. до н. э. древнегреческий драматург один из создателей новой аттической комедии. iПринадлежал к состоят верхушке афинского общества. Изображал...Большая советская энциклопедия
  6. менандрMnandros около около до н. э. древнегреческий драматург один из создателей новой аттической комедии См. Новая аттическая комедия. Принадлежал к состоятельной верхушке ...Большая Советская энциклопедия II
  7. менандрПрусский ум. ок. по др. данным ок. пресвитер в г.Пруссы в Вифинии Малая Азия священномученик. Память в Православнойцеркви мая июня....Большой энциклопедический словарь II
  8. менандрМЕНАНДР до н. э. древнегреческий поэткомедиограф главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной семейной жи...Большой Энциклопедический словарь V
  9. менандрок. ок. до н. э. древнегреческий комедиограф....Даты рождения и смерти известных людей
  10. менандр. ок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф. Крупнейший представитель т.н. новоаттич. бытовой комедии. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранивш. ком...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. менандрок. ок. до н.э. др.греч. комедиограф. Крупнейший представитель т.н. новоаттич. бытовой комедии. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранивш. комед...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. менандрдо нашей эры древнегреческий поэткомедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Брюзга Са...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. менандрMеnandros ок. Афины ок. до н. э. там же древнегреческий комедиограф. Представитель последнего этапа развития древнегреческой комедии новой аттической комедии. В отлич...Литература и язык. Современная энциклопедия
  14. менандрМЕНАНДР афинский поэтдраматург наиболее выдающийся представитель так наз. новой аттической комедии см. Греческая литература и Драма раздел Драма античная в крой отсутст...Литературная энциклопедия
  15. менандр[] афинский поэтдраматург наиболее выдающийся представитель так наз. новой аттической комедии см. Греческая литра и Драма раздел Драма античная в крой отсутствуют политич...Литературная энциклопедия II
  16. менандрМЕНАНДР афинский поэтдраматург наиболее выдающийся представитель так наз. новой аттической комедии см. Греческая литература и Драма раздел Драма античная в крой отсутст...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. менандрМенандрstrong а м. Стар. редк. Отч. Менандрович Менандровна. Производные Менандрушка Андрюша. [От греч. menos сила мощь и аner род. п. andros муж мужчина.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  18. менандрMenander . афинский полководец во время Пелопоннесской войны принимавший участие в экспедиции в Сицилию. Кажется что он избежал погибели в Сицилии и вероятно был тот сам...Реальный словарь классических древностей
  19. менандрМенандр ок. ок. гг. до н.э. драматург из Афин Богов любимцы умирают юными.Как можется живем а не как хочется.И у богов похоже суд неправедный.Как из машины бог ты появ...Сводная энциклопедия афоризмов
  20. менандрлат.em Menander род. в в Кефисии Аттика ум. до н. э в Пирее др.греч. комедиограф выходец из состоятельной семьи. Наиболее знаменитый представитель т. н. новоаттич. коме...Словарь античности
  21. менандрМЕНАНДР греч. Мужское имя сильный муж. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н....Словарь иностранных слов русского языка
  22. менандрМенандр а муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Менандрович Менандровна. Производныеstrong Менандрушка Андрюша. Происхождениеstrong От греч.em menos сила мощь и aner род. п.e...Словарь личных имен
  23. менандр.Menandros ок. ок. до н. э. др.греч. комедиограф. Крупнейший представитель т. н. новоаттич. бытовой комедии М. в изображении традиционных образов и сюжетов преодолел ...Советская историческая энциклопедия
  24. менандрМЕНАНДР до нашей эры древнегреческий поэткомедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедия...Современная энциклопедия
  25. менандрМЕНАНДР Прусский ум . ок. по др. данным ок. пресвитер в г. Пруссы в Вифинии Малая Азия священномученик. Память в Православной церкви мая июня....Современный энциклопедический словарь
  26. менандрМЕНАНДР до н . э. древнегреческий поэткомедиограф главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной семейной жи...Современный энциклопедический словарь
  27. менандрМЕНАНДР МЕНА бл. Афни бл. до н. е. Прей давньогрец.em драматург чльний представник ново аттчно комедem. Написав понад комедй. До нашого часу повнстю дйшла комедя Вдлю...Українська літературна енциклопедія
  28. менандрбл.em бл.em до н.е.em грец. комедограф представник ново комед комед характерв Третейський суд Вдлюдник....Універсальний словник-енциклопедія
  29. менандрМенандр Menandros из Афин гг. до н. э. греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта учился в Лицее у Теофраста. На эфебии соответствующей нашей воинской ...Энциклопедия античных писателей
  30. менандрМЕНАНДР ок. до н.э. афинский драматург единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем он был знатен богат пользовался ...Энциклопедия Кольера II
  31. менандрМЕНАНДРem ок. до н.э. афинский драматург единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем он был знатен богат пользовал...Энциклопедия Кольера
  32. менандрМенандрMenander . Греческий поэт сочинитель комедии род. в Афинах в г. до Р.Х. Он был близким другом Эпикура и по некоторым известиям написал более комедий. Римский ком...Энциклопедия мифологии