Античные писатели. Словарь

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ

из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. н. э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения: Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира: Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, М. возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности М. пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре — эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм М., которые делятся на три группы: не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы; кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I-XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia) содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий; подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta). Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI М., видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции М. и им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы. М., одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира — Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий: очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев — рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов: баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами: Селий — прихлебатель-паразит, Фиденций — плагиатор и т.д. М. говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве; рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами; наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы М. отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя М. и ориентируется на творчество своих римских предшественников: Катулла, Домиция Марса и др., перени у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, М. проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же М. является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время.

  1. марциал, марк валерийлат.u Marcus Valerius Martialisок. н.э. римский поэт происходил из Испании в Риме жил на правах клиента с по г. н.э. При Домициане положение М. упрочилось он был при...Античный мир. Словарь-справочник
  2. марциал марк валерийМарциалstrong Марк Валерий Marcus Valerius Martialis около Бильбилис Испания около там же римский поэт. Выпустил книг эпиграмм тематически объединнных Зрелища Подар...Большая Советская энциклопедия II
  3. марциал марк валерийМарциал Марк Валерий ок. ок. гг. поэтБесчестно поступает тот кто изощряет свое остроумие на чужой книге.Книжки мои соблюдать приучены меру такую лиц не касаясь они тол...Сводная энциклопедия афоризмов
  4. марциал, марк валерийМАРЦИАЛ МАРК ВАЛЕРИЙMarcus Valerius Martialis ок. ок. н.э. римский поэт автор эпиграмм уроженец испанского города Билбилис. Получив хорошее образование в провинции Мар...Энциклопедия Кольера II