Античные писатели. Словарь

КАТУЛЛ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ

ок.84-ок. 54 гг. до н. э., римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических амбиций. В 57 г. в свите пропретора Гая Меммия прибыл в Вифинию, где посетил могилу своего брата. Вернулся в Рим уже в 56 г. В Риме примкнул к группировке молодых поэтов, прозванных неотериками, многие из которых, как и он сам, были уроженцами Южной Италии. Именно тогда он влюбился в Клодию, сестру знаменитого трибуна Публия Клодия. Эта любовь принесла ему много разочарований и оказала глубокое влияние на все его творчество, где Клодия выступает под именем Лесбии. Произведения К. сохранились в средневековых рукописях в виден сборника про заглавием Книга Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber), быть может, составленного самим автором. Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений (61-68), тогда как первая, метрически чрезвычайно разнообразная (1-60), и последняя (89-116) включают в себя короткие стихотворения, причем, начиная с 65 песни все произведения написаны исключительно элегическим дистихом. В коротких стихотворениях основная тема - это любовь К. к Лесбии, его счастье, а потом ревность, разочарование и горечь. Величие поэта проявляется прежде всего в огромной силе его чувства, которую мы находим также в элегии о могиле брата (и в двух других упоминаниях о его смерти) и в других произведениях, посвященных как друзьям, так и врагам. К. ожесточенно нападал на своих соперников, удостоившихся внимания Лесбии, но порой и на других, неизвестных нам людей. Высмеивал Цезаря и его сторонников, часто довольно метко, полемизировал с представителями традиционных поэтических направлений. Хотя К. представляется прежде всего поэтом пылких страстей, как в любви, так и ненависти, его произведения являются плодами тщательной художественной отделки. Их бросающаяся в глаза простота и естественность - лучшее свидетельство совершенного владения К. поэтическим мастерством. В крупных произведениях К. за формальный образец принимаются чаще всего нам неизвестные сочинения александрийских поэтов, они так же демонстрируют широкую эрудицию, однако несут и нигде ранее не встречавшийся оттенок чувствительности. В свадебной песне, посвященной Манлию Торквату и Винии Аврункулее (61) К. удалось передать свои теплые чувства к молодой паре; велико очарование и другой песни на ту же тему (62), где состязаются между собой хоры девушек и юношей. Неистово-грозовой атмосферой насыщена поэма о юноше по имени Аттис (63), написанная трудным и малоупотребительным размером (так называемым галламбахом). Она рассказывает о трагедии молодого грека, почитателя богини Кибелы, который в приступе оргиастического безумия лишает себя мужского достоинства. Вероятно, на образцы александрийской поэзии ориентирована поэма Свадьба Пелея и Фетиды, эпиллион в 408 гекзаметрах. Контраст с картинами свадебного веселья составляет здесь развернутое (более половины всей поэмы) повествование об Ариадне, брошенной Тесеем на острове Наксос. Отрывок 67 представляет собой оригинальную версию типичного для эллинистической поэзии сетования влюбленного у закрытых дверей возлюбленной. К. разговаривает с дверью, и этот диалог раскрывает довольно свободный образ жизни хозяйки дома, некоей веронской дамы. Это поистине "жалоба двери" а не "жалоба влюбленного". Во всем творчестве К. мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Еврипид, Аристофан). Среди стихотворений, посвященных Лесбии, обращает на себя внимание великолепная парафраза песни Сапфо (51), а среди крупных произведений - довольно верный перевод элегии Каллимаха Локон Береники. В любом случае, К. является новатором, а его непреходящей заслугой представляется введение в элегию субъективного элемента, где миф становится средством выражения самых глубоких переживаний поэта. Его творчество открыло дорогу позднейшим римским поэтам, особенно Проперцию и Тибуллу, а также Горацию.

  1. катулл, гай валерийлат.u Gajus Valerius Catullusок. ок. до н.э. римский поэт выходец из Вероны был представителем неотериков последователей александрийских поэтов дружил с историком Кор...Античный мир. Словарь-справочник
  2. катулл гай валерийКатуллstrong Гай Валерий Gaius Valerius Catullus около около до н. э. римский лирический поэт. Родом из Вероны. Примыкал к литературному кружку неотериков см. Рим Древ...Большая Советская энциклопедия II
  3. катулл, гай валерийCatullus Гай Валерий около около до нашей эры римский поэт. Любовные переживания непосредственность и сила страсти трагические противоречия усложнившегося любовного чу...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. катулл гай валерийКАТУЛЛ Catullus Гай Валерий ок. ок. до н. э. римский поэт. Центр. фигура кружка поэтовнеотериков новых поэтов по определению Цицерона. Сб. стихов преим. любовных включ...Литературный энциклопедический словарь
  5. катулл гай валерийКатулл Гай Валерий ок. ок. гг. до н.э. поэт То что говорит женщина любящему ее человеку писано на ветре и быстротекущей воде.Нет ничего глупее глупого смеха.Будь упоре...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. катулл гай валерийКатулл Гай Валерий Catullus Gaius Valerius ок.ок. гг. до н. э. римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических ...Энциклопедия античных писателей
  7. катулл, гай валерийКАТУЛЛ ГАЙ ВАЛЕРИЙGaius Valerius Catullus ок. ок. до н.э. римский поэт более всего известный своими краткими насыщенными страстью любовными стихами. Как едва ли не все...Энциклопедия Кольера II