Античная философия

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ(ΟΙνόμαος)из Гадарыв Галилее (вероятно, нач. 3 в. н. э.), античный философ-киник, согласно Суде, был «немного старше Порфирия». Возобновил литературную киническую традицию, связанную с именамиДиогена, Кратета Фиванскогои Мениппа. Возможно, тождествен упомянутому в Талмуде «Абниму», другу равви Мейра (2 в.). Известен как автор полемического сочинения «Обличение обманщиков»(Γοητῶν φωρά),направленного против верований в оракулы и судьбу (обширные цитаты см. у Евсевия Кесарийского в «Приготовлении к евангелию»). Другие сочинения Э.: «О Диогене», «Кратет и другие киники», «О философии Гомера», «Государство» и «Трагедии».
Судя по сохранившимся фрагментам (Eus.Pr. Εν. V 19, 1—36, 4; VI 7, 1-42), главное произведение Э., «Обличение обманщиков», было написано в форме диатрибы (диалог с воображаемым собеседником) с традиционной для киников язвительностью. В нем Э. высмеивает популярные верования в различные оракулы и опровергает попытки совместить понятия судьбы и свободы воли (имея в виду прежде всего платоников и стоиков). Подробно разбирая разнообразные примеры гаданий из древней и новейшей истории Греции, Э. желает изобличить «глупость как тех, кто дает оракулы, так и тех, кто их спрашивает» (V 26). Сам он исходит из допущения свободы воли, понимая свободу как способность двигаться по своему собственному побуждению (VI 7, 32-33).
Существует определенная близость между стилем сочинений Э. и Лу-киана из Самосаты, а использование последним литературных приемов сатир Мениппа объясняется вероятным влиянием Э.
Фрагм.:Hammerstaedt J.Die Orakelkritik des Kynikers Oenomaus. Fr./M., 1988;Oenomaus.Fragmenta, - MULLACH, FrPhilosGr II, 1867 (repr. Aalen, 1968), p. 361-385; Антология кинизма. Сост. И. M. Нахов. M., 19962, с. 244-269.
Лит.:Goulet-Cazé M.-O., Golet R.(edd.), Le Cynisme ancien et ses prolongements. P., 1993, p. 399-418;Hammerstaedt J.Der Kyniker Oenomaus von Gadara, - ANRW II 36, 4, 1990, p. 2834-2865 (библ.);Goulet-Cazé M.-O.Oinomaos de Gadara, - DPhA IV, 2005, p. 751-761.
M. A. СОЛОПОВА

  1. эномайгреч.u Oinomaos в греческой мифологии царь Элиды сын Арея отец Гипподамии. Обещая руку своей дочери тому кто победит его в состязаниях на колеснице всегда побеждал а свое...Античный мир. Словарь-справочник
  2. эномай. Миф. царь Писы в Элиде состязался в колесничном беге с женихами своей дочери Гипподамии. Обгоняя он поражал их сзади копьем. Убив мн. женихов сам он был убит Пелопсом. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. эномайМиф. царь Писы в Элиде состязался в колесничном беге с женихами своей дочери Гипподамии. Обгоняя он поражал их сзади копьем. Убив мн. женихов сам он был убит Пелопсом. О...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. эномайцарь Элиды сын Ареса и нимфы Гарпины отец Гипподамии. Он был предупрежден оракулом что замужество дочери принесет ему гибель и чинил всяческие препятствия женихам. Дочь о...Краткий словарь античности
  5. эномайцарь Элиды. Сын плеяды Стеропы и Ареса отец Гипподамии....Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  6. эномайOenomus см.u Pelops Пелопс....Реальный словарь классических древностей
  7. эномайлат.em Oenomaus. . Мифич. царь Писы в Элиде состязался в колесничном беге с женихами своей дочери Гипподамии. Обгоняя он поражал их сзади копьем. Убив мн. женихов сам он ...Словарь античности
  8. эномайЭНОМАЙ ЭНОМАЙ из Гадары в Галилее вероятно нач. в. философкиник согласно Суде был немного старше Порфирия. Возобновил литературную киническую традицию связанную с имен...Философская энциклопедия
  9. эномайЭНОМАЙ в греческой мифологии царь Писы в Элиде сын Аресаem отец Гипподамииem погибший во время состязаний на колесницах с Пелопом см. в ст. Пелоп.в. я.Источник Мифы народ...Энциклопедия мифологии