Античная философия

ЭЛИЙ

ЭЛИЙÇΕλιάς)Александрийский(2-я пол. 6 в. н. э.), комментаторАристотеля,один из последних известных представителейАлександрийской школынеоплатонизма. Э., как иДавид,предположительно, был ученикомОлимпиодора(на основании стилистического сходства их комментариев и буквальных текстуальных совпадений в ряде мест, см. Westerink 1990, р. 337-338) и, судя по имени, христианином. Пример Э. показывает, что в кон. 6 в. античную философию в Александрии преподавали профессора-христиане (в Афинах после 529 н. э. преподавание философии было прекращено). Никаких биографических данных о нем не сохранилось, ни Фотий (9 в.) в «Библиотеке», ни лексикон Суда (10 в.) не упоминают философа с таким именем.
Философский курс, который Э. читал в Александрии, был ограничен логикой Аристотеля. Сохранились его комментарий к «Введению» Порфирия, к «Категориям» и «Первой Аналитике I» Аристотеля, а также ряд схолиев к «Об истолковании» (CAG IV. 5, p. xxvi-xxviii). По-видимому, у Э. был некий комментарий к сочинениюГалена«О школах» (ср. Elias. In Isag. 6, 7—9). О комментариях Э. к текстам Платона сведений нет.
Экзегезу Э. отличают характерные для школьных неоплатонических комментариев позднего периода черты (см.Аристотеля комментаторы).Комментарий к «Введению» Э. начинается традиционным для неоплатонических комментариев (ср.Аммоний, сын Гермия)общим «Введением в философию»(Προλεγόμενα τῆς φιλοσοφίας).Пролегомены Э. состоят из 12 лекций(πράξας),в которых он 1) определяет предмет и цель философского знания (с обсуждением всех известных из истории философии определений), 2) объясняет, что предстоит изучать его слушателям и 3) призывает их к усердным занятиям философией.Этот вводный курс с элементами протрептика свидетельствует о стремлении Э. сразу же погрузить своих слушателей в мир классической учености; текст изобилует цитатами и разнообразными отсылками к авторитетным именам: чаще всего цитируются Платон и Гомер, а также Аристотель, Плотин, Прокл, Марин, Гиерокл, Пифагор, Архилох, Феогнид, Геродот, Каллимах, Демосфен, Софокл, Еврипид, Менандр, Гален, стоики. Э. принимает и в своем рассуждении неоднократно возвращается к популярному в платонизме тезису о философии как «уподоблении богу» (Plat. Theaet. 176 ab).
Комментарий на «Категории» издан согласно рукописному титулу как запись курса Давида(άπο φωνῆς Δαβίδ),в начале комментария имеется общее введение в философию Аристотеля с двумя схемами из 8 основных («больший список») и 7 дополнительных («меньший список») вопросов (см.Аристотеля комментаторы).Говоря о качествах, которыми должен обладать комментатор (In Cat. 122, 25-123, 11), - 7-й основной вопрос, - Э. подчеркивает независимость и объективность комментатора, который должен быть одновременно и комментатором, разъясняющим неясные места, и самостоятельным мыслителем, способным судить, что в тексте истинно, а что ложно. Комментатор «не должен быть аристотеликом, когда комментирует Аристотеля, и говорить, что нет ему равных в философии, а когда комментирует Платона - быть платоником и говорить, что нет философа равного Платону». Не надо совершать насилия над текстом, не надо во всем оправдывать древних, но следует помнить, что из двух «дорогих друзей», древнего автора и истины, «истина - дороже». Только у Э. можно найти ремарку, что традиционные схемы вопросов, известные из комментариев Аммония, впервые были разработаны его учителем Проклом (107, 24-26).
Очень краткий комментарий Э. к «Первой Аналитике» впервые был опубликован Вестеринком (Westerink 1961) по тексту манускрипта 13/14 в. Согласно заголовку манускрипта, его автором является Элий, который был чиновником Византийской империи - префектом, возможно, до того, как стал преподавать философию. В «Новеллах» Юстиниана упомянут префект Элий (Novel. CLIII, от 12 Dec. 541 н. э.; cf. Westerink 1961), которого, по мнению Вестеринка, и следует отождествить с автором комментариев. По мнению другого исследователя (Wildberg 1990), тексты, ныне приписываемые Э., долгое время имели хождение как анонимные. Возможно, их автор, носящий монашеское христианское имя, не был христианином; в его комментариях нет ссылок на Библию, даже когда идет речь об истине, которую нужно предпочесть ошибочным суждениям древнего автора, однако много ссылок на языческих философов и мало совместимые с христианством идеи (о подражании философа солнцу, о вечности мира). Не исключено, что комментарии могли быть надписаны христианским именем Э. его средневековыми переписчиками.
Соч.:Eliaein Porphyrii isagogen et Aristotelis categorias commentaria. Ed. A. Busse. В., 1900 (CAG 18. 1), p. 1-104;Westerink L. G.Pseudo-Elias, Lectures on Porphyry's Isagoge. Amst, 1967;EliaeProlegomena philosophiae, - Ibid., p. 1-34; Commentarius in Aristotelis Analytica priora. Ed. L. G. Westerink, - Westerink 1961, p. 134-139; в рус. пер.:Элиас.Комментарий к «Первой Аналитике» Аристотеля. Пер. Ю. А. Шичалина, - Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991, с. 68-76.
Лит.:Westerink L G.Elias on the Prior Analytics, -Mnemosyne14, 1961, p. 126-139 (repr.: Idem. Texts and Studies in Neoplatonism and Byzantine Literature. Amst., 1980, p. 59-72);Idem.Elias und Plotin, -ByzZeit57, 1964, p. 26-32 (repr.: Idem. Texts and Studies... p. 93-99);Blumenthal H. J.Pseudo-Elias and the Isagoge commentaries again, -RhM124, 1981, S. 188-192;Wilson N. G.Scholars of Byzantium. L., 1983;Westerink L. G.The Alexandrian commentators and the introductions to their commentaries, - Sorabji R. (ed.). Aristotle transformed. L., 1990, p. 325-348 (особ. 336-339);Wildberg С.Three Neoplatonic Introductions to Philosophy: Ammonius, David and Elias, -Hermathena149, 1990, p. 33-51;Goulet R.Elias, - DPhA III, 2000, p. 57-66.
M. А. СОЛОПОВА

  1. элийЭлийstrong я м. стар. Елий я. Отч. Элиевич Элиевна и Эльевич Эльевна. Производные Эля. [Предположительно от греч. hellos солнце.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  2. элийЭлий я муж.em стар.em Елий я.Отч.strong Элиевич Элиевна и Эльевич Эльевна. Производныеstrong Эля. Происхождениеstrong Предположительно от греч.em helios солнце. Словарь ...Словарь личных имен
  3. элийЭлий Секст Элий Пет Катус Sextus Aelius Paetus Katus II в. до н. э. римский писатель и политический деятель. Был консулом в г. цензором с . Ае. является автором сочинени...Энциклопедия античных писателей