Античная философия

ФЕОДОР АСИНСКИЙ

ФЕОДОР АСИНСКИЙ(Θεόδωρος ὁ Ἀσιναΐος)(ок. 275 - ок. 360 н. э.), философ-неоплатоник, ученикЯмвлиха.Согласно античным свидетельствам, прежде чем попасть в школу Ямвлиха, Ф. некоторое время учился у Порфирия, от которого усвоил склонность к умеренному образу жизни и целомудрию (Damasc. Vit. Isid. 166). Сочинения утрачены, по названиям известны трактаты «Об именах»(Περὶ ονομάτων)и «О том, что душа является всеми эйдосами»("Οτι ἤ φυχη πἀντα τὰ βϊδηἐστίν).Прокл И Олимпиодор цитируют его комментарии к платоновским «Тимею» и «Федону». Не исключено также, что он комментировал и «Категории» Аристотеля.
В противовес предпринятой Ямвлихом модернизации неоплатонического учения Ф.во многом возвращается к более ранней платонической традиции, продолжая развивать взгляды Нумения Апамейского, Порфирия и Амелия. В частности, он единственный из поздних неоплатоников разделял представление Плотина о том, что человеческая душа нисходит в чувственный мир не полностью, но некая ее часть навсегда остается в умопостигаемом (Procl. In Tim. Ill, 333, 28 sq.). Метафизическая система Φ. насчитывает 5 уровней сверхчувственной реальности: вслед за первоначалом, которое Ф., подобно Ямвлиху считает неизреченным и обозначает просто как «Первое», следует сфера умопостигаемого, затем - мыслящего, затем - демиургического и, наконец, душевного сущего. Каждую из этих сфер Ф. в свою очередь, делит на три уровня, получая умопостигаемую, мыслящую, демиургическую и душевную триады. Первую из этих триад он называет «Единым», соотнося каждый из ее членов с одним из трех звуков, входящих в состав греческогоev- густым придыханием, гласным «е» и согласным «ν» - при этом густое придыхание Ф. рассматривает как первое выражение того молчаливого вздоха(άσθμα άρρητον),в котором скрывается невыразимое первоначало (Procl. In Tim. II, 274, 16-23). Вторая триада включает в себя: «бытие до сущего», «мышление до ума» и «жизнь до живого»; три члена третьей - «сущностный ум», «мыслящее бытие» и «источник душ» - соответствуют трем мировым Демиургам (учение, впоследствии отвергнутое и раскритикованное Проклом: Procl. In Tim. I, 309, 14); четвертая триада делится на душу саму по себе, всеобщую душу и душу мира. Последняя уже непосредственно связана с материальным космосом, наделяя жизнью все входящие в его состав тела, но ее первым или эфирным телом(όχημα)выступает природа (Procl. In Tim. Ill, 265, 16). Человеческие души обладают той же сущностью, что и мировая, в своей высшей части они продолжают сохранять связь с божественным Умом и отражают в себе каждая - все его содержание. По свидетельству Немесия Эмесского, Ф. признавал наличие разума даже у животных и верилв метемпсихоз(De nat. horn. 2, 593 Einarson).
Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Ф. относят кСирийской школенеоплатонизма.
Соч.:Theodoros von As ine.Sammlung der Testimonien und Kommentar von W. Deuse Wiesb., 1973.
Лит.:PraechterK.Theodoros von Asine, - RE, Reihe 5/2, 1934, S. 1833-1838;Gersh S.The Linguistic Doctrine of Theodorus of Asine and its Background in Philosophy and Magic, -Idem. From Iamblichus to Eriugena, Leiden, 1978, p. 289-305; ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М., 1988, с. 302-318.
С. В. МЕСЯЦ

  1. феодор асинскийФЕОДОР АСИНСКИЙ ФЕОДОР АСИНСКИЙ кон. нач. в. античный философнеоплатоник ученик Ямвлиха. Сочинения утрачены по названиям известны Об именах и О том что душа являетс...Философская энциклопедия