Античная философия

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП(Σπεύσιππος)Афинский(ок. 410/408, Афины - 339 до н. э., Афины), философ-платоник, схолархАкадемиис 347 по 339. Родился в Афинах в семье Евримедонта и Потоны, сестры Платона. Вероятно, был членом платоновской Академии со дня ее основания; согласно Плутарху, сопровождал Платона в его 3-й сицилийской поездке в 361/360 (Plut. Dion' 22). Незадолго до смерти Платон сам избрал С. своим преемником на посту главы Академии (Sp. T2 Taran = IAHerc, col. VII, lin. 1-3: «получил школу от Платона»). Наиболее полное собрание свидетельств о жизни С. представлено в издании Леонардо Тарана (Sp. T 1-49). Биографическая информация о С, большая часть которой собрана у Диогена Лаэртия (D. L. IV 1-4), ненадежна, а нередко и неправдоподобна.
Сочинения.С. оставил обширное письменное наследие, однако ни одно из его произведений (основу корпуса составляют трактаты и диалоги) полностью до нас не дошло. Единственный и далеко не полный каталог сочинений С. (30 наименований) сохранился у Диогена Лаэртия (IV 4-5). Большая часть перечисленных в каталоге сочинений связана с преподавательской деятельностью С, целью которой была подготовка учеников к государственной службе, требовавшей знаний в области политики и этики, владения риторикой и диалектикой. Этико-политической проблематике посвящены: «О богатстве», «О наслаждении», «О дружбе», «О справедливости», «О законодательстве», «Гражданин», диалоги «Аристипп», «Кефал», «Лисий», «Мандрабол», возможно, также «Математик» и «Философ»; логике и диалектике: «Разбор [софистических] руководств»(Τεχνῶν ἔλεγχος),«О руководстве», «Определения»(Ὅροι),«Об образцах родов и видов»(Περὶ γενῶν καὶ εἰδῶν παραδειγμάτων),«Ο сходном в исследованиях» в 10 кн.(Διάλογοι τῶν περὶ τὴν πραγματείαν ὁμοίων),«Разделения и предположения к «О сходном»(Διαιρέσεις καὶ πρὸς <τὰ ὅμοια ὑποθέσεις);математике: «О пифагорейских числах» (fr.28 = Theol. arithm. 82, 10-85; составлено на основе работФилолая);психологии и теологии: «О душе», «О богах», «О философии». Утверждая безусловный авторитет Платона, С. написал «Похвальное слово (Энкомий) Платону», или «Платонову тризну» (D. L. III 2).
Учение.Основной источник информации о философских взглядах С. -сочиненияАристотеля,хорошо знавшего творчество С, но не разделявшего большинство его учений, что во многом обусловливает трудности, возникающие при их реконструкции.
Наиболее оригинальную сторону философского наследия С. составляют тексты, отражающие его участие в академических дискуссиях о природе идей, активными участниками которых были также Аристотель иКсе-нократ.Отождествление идей Платона с субстантивированными общими понятиями и осознание возникающих в этом случае трудностей привело С. к отказу от признания идей-понятий в качестве самостоятельных, вечных сущностей (fr. 35 = Arist. Met. 1085b36-1086a5; fr. 36 = 1090а2-Ь5) и к необходимости выработки собственного учения.
Ключевым для метафизики С. становится понятие «начала»(ἀρχή)как субстанциального элемента, вечной неизменной сущности, простой и универсальной. В своих рассуждениях о начале С. исходил из принципа гетерогенности: начало должно быть отличным от того, началом чего оно выступает. В качестве первых простых начал всего сущего С. принимает «единое»(ἕν)и «множество»(πλῆθος),которые, согласно принципу гетерогенности, сами сущим не являются (fr. 43 = Met. 1092all—17; fr. 48 = Procl. In Parm. 38, 31—41;cp. Iamb. De comm. math. 15, 5). В таком случае «единое» не может быть ни благом, ни прекрасным и лучшим, ибо «благо и прекрасное появляются только с продвижением природы существующего» (fr. 42 = Met. 1072b30-1073a3).
Происхождение сущего С. понимает как процесс конкретизации более общего (элементарного) через т. н. «добавление» (греч.). Универсум предстает у С. в качестве многоступенчатой иерархии самостоятельно существующих, онтологически не зависимых друг от друга родов (fr. 30 = Met. 1075Ь37-1076а4; fr. 37 = Met. 1090ЫЗ-21): числа, геометрические предметы, душа, одушевленные и неодушевленные тела. Началами для первого рода сущего - чисел - выступает «единое» и «множество» как первое из сущего: «единое» ответственно за образование конкретного числа, а «множество», как материя числа, обеспечивает его деление и величину (fr. 38 = Met. 1092a35-b3; fr. 39 = Met. 1087b4-9, 26-33; ср. Iamb. De comm. math. 15, 6-11). Второй род - геометрические предметы, началами которых С. считает точку, аналог единого (fr. 51 = Met. 1085а31-Ь4; ср. fr. 65 = Arist. Top. 108b23—31) и геометрическое пространство-материю, аналог множества: для точек материей выступает «положение», для линии - «расстояние», для геометрического тела - «пространство» (ср. Iamb. De comm. math., 17, 16). Именно в области математических предметов появляется прекрасное. Третий род - душа (fr. 29а = Met. 1028b 15-27). Можно предположить, что здесь началами выступают Ум (Бог) как аналог единого (fr. 58 = Aët. I 7, 20) и Мировая душа, которую С. определяет как «идею всего протяженного» (fr. 54 = Iamb. De an. ap. Stob. I 49, 32. 35 sq.). Эти начала создают индивидуальные души и ответственны за появление блага (Iamb. De comm. math. 18, 2 sq.). Четвертый и пятый роды сущего структурируют чувственный мир. Если доверять Ямвлиху, С. выделяет области одушевленных и неодушевленных тел (Ibid. 18, 9-12).
Для того чтобы придать космосу единство и целостность, С. разрабатывает метод аналогий и пропорциональных сходств. Отношениями пропорциональности связаны как начала каждого рода, так и сущности различных родов (отношения геометрических величин подобны отношениям чисел) и отношения внутри рода (посредством аналогий даются ботаническая и зоологическая классификации). Поэтому вряд ли можно согласиться с Аристотелем, обвинившим С. в том, что он делает природу целого бессвязной (fr. 30): оковы аналогий и пропорций прочно связывают сущее в единое целое.
Предложенное С. понимание универсума как целостной системы разного рода сущностей определило его гносеологические построения: иерархия сущностей определяет иерархию наук, или структуру универсального знания. Знание любой вещи возможно, только если известны все ее связи с другими вещами (fr. 63a = An. Post. 97a6-22). Возможность дать исчерпывающее определение обеспечивается способностью ума интуитивно постигать первые начала (fr. 71 = An. Post. 88b21-29; fr. 72-74 = Procl. In Eucl. 77, 15-78; 179, 12-22; 181, 16-23). В частности, к такого рода началам относятся аксиомы, они «истинны и ласкают душу» (fr. 36 = Met. 1090аЗ). Их постижение, в свою очередь, обеспечивает истинность теорем — знания, полученного посредством диайрезиса или силлогистического умозаключения относительно вечных сущностей. А так как все пять родов сущего имеют разные, но аналогичные начала, то знание первых обеспечивает возможность познания остальных, в т. ч. и чувственных вещей (fr. 75 = Sext. Adv. math. VII 145-146). Т. обр., предметами отдельных наук у С. являются как умопостигаемые, так и (в отличие от Платона) чувственно воспринимаемые сущности.
Систематические занятия в Академии побуждали С. (не без влияния Аристотеля) к рассмотрению вопросов классификации различного эмпирического материала. Этой проблематике посвящены «Определения», «Об образцах родов и видов», «Разделения и предположения», «О сходном в исследованиях» (в последней работе встречаются названия 55 видов и родов животных, птиц, рыб и растений, fr. 6-27). Дихотомическое деление С. рассматривал как средство, с помощью которого производится классификация, а «сходство» - как принцип, позволяющий группировать исследуемые объекты. Использование этих методов должно привести, согласно С., к разработке единой универсальной науки о космосе (и созданию исчерпывающей классификации природы). Как отмечает Диодор, С. «первый стал рассматривать общее в науках и по мере возможности связывать их одну с другой» (fr. 70 = D. L. IV 2).
Этические воззрения С. отражают его включенность во внутришколь-ную полемику, прежде всего в дискуссию о наслаждении: он выступает с критикой гедонизмаЕвдокса,утверждая, что для человека как разумного и добродетельного существа, стремящегося в соответствии с природой к счастью, целью не должно быть наслаждение. На том основании, что страдание есть зло, нельзя заключить, что наслаждение есть благо (fr. 80 = Arist. Ε. N. 1153Ы-7; fr. 81 = Ε. Ν. 1173a5—28). Истинное счастье состоит в достижении правильной пропорции между наслаждением и страданием и заключается в отсутствии потрясений, в состоянии определенности («благо определено», fr. 81а = Е. N. 1173а15-17), безмятежности (fr. 77 = Clem. Strom. II 133,4).
Фрагментарность и немногочисленность сохранившихся текстов С. дает исследователям широкое поле для различных интерпретаций его творчества: от оценки С. как несамостоятельного мыслителя, заимствовавшего свои учения у Платона (Tarrant), до понимания его как высоко оригинального предшественника неоплатонизма (Merlan). Влияние С. в основном ограничилось рамками Ранней Академии, дискуссии которой во многом определили развитие платонизма. Позднее некоторые положения С. проявились в стоицизме и неопифагореизме.
Фрагм.:De Speusippi Academici scriptis. Accedunt fragmenta. Ed. P. Lang, Diss. Bonn, 1911 (repr. Hldh., 1965);Speusippo.Frammenti. Ed., trad, e comm. a cura di M. Isnardi Parente. Nap., 1980;Taran L.Speusippus of Athens. A critical Study with related Texts and Commentary. Leiden, 1981;They s Ε.Speusippos of Athens, - Fragmente der Griechischen Historiker, continued, part IV A, Biography, fasc. I. Ed. G. Stephens. Leiden, 1998, p. 218— 239.
Лит. Общие труды:Cherniss H.The Riddle of the Early Academy. Berk.; L. Ang., 1945;Merlan Ph.From Platonism to Neoplatonism. The Hague, 1960; GUTHRIE, HistGrPhilos, V. Camb., 1978;Dillon J.The Heirs of Plato. Oxf., 2003;Мочалова И. H.Метафизика ранней академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля, -Академия.Вып. 3, 2000, с. 226-348;ДиллонДж.Средние платоники. СПб., 2002, с. 23-34.
Merlan Ph.Zur Biographie des Speusippos, -Philol103, 1959, S. 198-214;Barnes J.Homonymy in Aristotle and Speusippus, -CQ21,1971, p. 65-80;Tarrant H. A. S.Speusippus' Ontological Classification, -Phronesis19, 1974, p. 130-145;Markle M. M.Support of Athenian Intellectuals for Philip: a Study in Isocrate's Philippos and Speusippus «Letter to Philip», -JHS96, 1976, p. 80-99;Taran L.Speusippus and Aristotle on Homonymy and Synonymy,-Hermes106,1978, S. 73-99;Dillon J.Speusippus in Iamblichus, -Phronesis29, 1984, p. 325-332;Mueller I.On some Academic theories of mathematical objects,-JHS106, 1986, p. 111—121;Fowler D. H.The Mathematics of Plato's Academy: A New Reconstruction. Oxf., 1987;DancyR. M. Ancient Non-Beings: Speusippus and Others, -AncPhil9, 1989;Isnardi Parente M.L'eredità di Platone nell'Accademia antica. Mil, 1989;Halfwassen J.Speusipp und die Unendlichkeit des Einen. Ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung,- AGPh74 1992, S. 43-73;Delattre D.Speusippe, Diogène de Babylone et Philodème, -CronErc23, 1993, p. 67-86;Halfwassen J.Speusipp und die metaphysische Deutung von Piatons «Parmenides», -ΕΝ ΚΑΙ ΠΛΗΘΟΣ /Einheit und Vielheit. Festschrift für Karl Bormann. Hrsg. L. Hagemann und R. Glei. Würzb., 1993, S. 339-373;Falcon A.Aristotle, Speusippus and the Method of Division, -CQ50, 2000, p. 402-414;Natoli A. F.The Letter of Speusippus to Philip II. Stuttg., 2004.
И. H. МОЧАЛОВА

  1. спевсиппгреческий философ. Племянник Платона и его первый последователь в Академии. Из нескольких десятков произведений С. названия которых нам известны сохранилось небольшое чис...Античные писатели. Словарь
  2. спевсиппок. др.гр. философ племянник Платона и глава Академии после его смерти в . Род. и ум. в Афинах. Диоген Лаэртский перечисляет соч. С. в т. ч. диалоги Аристипп Киренски...Античный мир. Словарь-справочник
  3. спевсиппЛангонийский ум. между христианский мученикпострадавший в гонение императора Марка Аврелия. Память в Православнойцеркви января....Большой энциклопедический словарь II
  4. спевсиппок. до н.э. др.греч. философидеалист племянник и ученик Платона. После смерти Платона до н.э. глава схоларх основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения плато...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. спевсиппок. до н.э. др.греч. философидеалист племянник и ученик Платона. После смерти Платона до н.э. глава схоларх основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения плато...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. спевсиппСпевсиппstrong а м. Стар. редк. Отч. Спевсиппович Спевсиповна. [Предположительно от греч. speudо спешить и hippos конь.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  7. спевсиппSpeusippus сын Евримедонта в Афинах и Протоны сестры Платона родился ок. г. до Р. X. Об его воспитании заботился Платон его дядя он кажется посещал школу Исократа. Мног...Реальный словарь классических древностей
  8. спевсиппгреч. философ племянник и ученик Платона возглавлял Академию с по до н. э. после смерти учителя. Для развития платонизма С. сделал немного. Он первым провозгласил божес...Словарь античности
  9. спевсиппСпевсипп а муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Спевсиппович Спевсипповна. Происхождениеstrong Предположительно от греч.em speudo спешить и hippos конь. Именины янв. Слова...Словарь личных имен
  10. спевсиппок. до н. э. Афины там же др.греч. философплатоник. Сын сестры Платона Потоны его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его соч. ...Советский философский словарь
  11. спевсиппСПЕВСИПП Лангонийский ум . между христианский мученик пострадавший в гонение императора Марка Аврелия. Память в Православной церкви января....Современный энциклопедический словарь
  12. спевсиппСПЕВСИПП ок.em до н. э.em Афины там жеem др.греч. философплатоник. Сын сестры Платона Потоны его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие с...Философская энциклопедия
  13. спевсиппи з А ф и н р. ок. до н.э. др.греч. философ племянник и ученик Платона после смерти Платона был руководителем Академии платоновской. В ряде моментов С. отошел от фил...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. спевсиппрод. ум. до Р. X. древнегреч. философплатоник преемник Платона в руководстве Академией до Р. X. упадок которой происходил уже при нем. Писал трактаты и диалоги. Замени...Философский энциклопедический словарь II
  15. спевсиппСпевсипп Speusippus греческий философ сын Евримедонта в Афинах и Потоны сестры Платона родился около г. до Р. Х. Об его воспитании заботился Платон. С. кажется посещал...Энциклопедический словарь
  16. спевсиппSpeusippus греческий философ сын Евримедонта в Афинах и Потоны сестры Платона родился около г. до Р. Х. Об его воспитании заботился Платон. С. кажется посещал школу Ис...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  17. спевсиппСпевсипп Speusippos ок. гг. до н. э. греческий философ. Племянник Платона и его первый последователь в Академии. Из нескольких десятков произведений С. названия которы...Энциклопедия античных писателей