Античная философия

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ(греч.τὸ πρῶτον κινοῦν,лат. primum movens), центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перво-двигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырех причин вообще - см.«Метафизика»).С помощью понятия перводвигателя Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.
В «Физике» (8-я кн.) понятие перводвигателя постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку все движущееся (или движимое - греч.κινούμενονзаключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее-движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само абсолютно неподвижно.«Первое движимое» отождествляется Аристотелем со сферой неподвижных звезд, соотносительное с ним «первое движущее» находится по ту сторону периферии космоса и лишено какой-либо протяженной величины. Главная трудность теории перводвигателя состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманиемприродыкак «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об имманентности элементам их «естественного движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на напоминания о перводвигателе - 288а27) круговращение неба объясняется исключительно как естественное свойствоэфира,или «пятой субстанции».
В «Метафизике» (12-я кн.) перводвигатель выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от которого «зависят Вселенная и природа» (1072Ы4). Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае -общемировым становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос (см.Энтелехия).Как чистая форма и энергия он лишен всякой потенциальности и материальности, и потому есть ум(нус),а т. к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072Ь24). Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объект любовного влечения» (1072ЬЗ), к которому все встремится как к высшему благу и конечной цели. ОтдемиургаПлатона перводвигатель Аристотеля отличается тем, что он не создал мир однажды в прошлом, но актуализирует и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой вечности, гарантируя тем самым его безначальность и неуничтожимость. Учение о трансцендентном перводвигателе послужило исходной точкой для усвоения философии Аристотеля средневековой мусульманской и христианской теологией.
Лит.:MugnierR.La théorie du premier moteur et l'évolution de la pensée aristotélicienne. P., 1930;De Corte M.Aristote et Plotine. P., 1935;Merlan P.Aristotle's unmoved movers, -TraditioA,1946, p. 1-30;Oehler K.Der Beweis fuer den unbewegten Beweger bei Aristoteles, -Philol99, 1955, S. 70-92.
А. В. ЛЕБЕДЕВ

Синонимы:
двигатель


  1. перводвигательперводвигатель двигатель...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  2. перводвигательперводвигатель сущ. колво синонимов двигатель Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы двигатель...Словарь синонимов II
  3. перводвигательлат. primum movens букв. первое движущее центр. понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о П. представляет собой выделение движущей причины применительн...Советский философский словарь
  4. перводвигательПЕРВОДВИГАТЕЛЬ греч.em лат.em primum movens букв.em первое движущееem центр.em понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о П. представляет собой выдел...Философская энциклопедия