Античная философия

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД(Παρμενίδης)изЭлей(Южн. Италия; по Аполлодору, акме 504-501 до н. э.), др.-греч. философ, основоположникЭлейской школы,учительЗенона Элейского,согласно античным «преемствам философов» -ученик Ксенофана, по более достоверной версии - пифагорейца Аминия. По свидетельству Спевсиппа, был законодателем своего родного города.
Философская дидактическая поэма «О природе» (название позднейшее, сохранилось около 160 стихов), написанная архаическим гомеровским языком, затрудняющим интерпретацию, предваряется мистико-аллегориче-ским вступлением и распадается на две части: «Путь истины»(Ἀλήθεια)и «Путь мнения»(Δόξα).В мистическом видении вступления, написанного от лица «юноши» (мотив инициации в тайное знание), стремительный полет на колеснице ведет автора в запредельный мир через «врата дня и ночи» от «тьмы» к «свету», от невежества чувственного мира и человеческого опыта к знанию абсолютной истины. Встречающая юношу богиня Правды (Дике) открывает ему «как бестрепетное сердце благоокруглой истины, так и мнения смертных, в которых нет истинной достоверности» (DK28 В 1, 29-30). «Путь истины» дает первый в истории греческой и европейской мысли компендий дедуктивной метафизики. Теоретически мыслимы два «пути поиска» (метода познания): 1) допустить, что нечто «есть и не может не быть»; 2) допустить, что нечто «не есть и по необходимости должно не быть». Первый из них - путь убеждения и истины, второй должен быть сразу отброшен как «совершенно непознаваемый», ибо «то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать» (В 2 DK): отрицание существования чего-либо предполагает знание о нем, и тем самым - его реальность. Так выводится тождество бытия и мышления: «мыслить и быть - одно и то же» (В 3), «одно и то же мышление и то, о чем мысль» (В 8, 34).Мысль никогда не может быть пустой («без сущего»); ее полноте должна соответствовать «наполненность» сущим универсума: пустота («не-сущее», «то, чего нет») - невозможна (В 4). Кроме двух альтернативных «путей поиска» есть еще один, запрещаемый юноше, путь, по которому блуждают невежественные «смертные о двух головах», полагающие, что нечто может «быть и не быть» одновременно, - вероятно, это и есть «путь мнения», соответствующий чувственному опыту (В 6). Не доверяя ни зрению, ни слуху, юноша должен с помощью одного только «рассудка» (логоса) рассудить «многоспорную» (т. е. диалектическую) аргументацию Правды и признать единственно верным путь «есть». Из этого «есть» с необходимостью выводятся все характеристики истинно сущего: оно «не возникло, не уничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо (во времени)» (В 8,4-5). О нем нельзя сказать «было» или «будет», «так как теперь оно есть все вместе, одно, сплошное» (В 8, 5-6). Оно «неделимо» и совершенно однородно (В 8,22), так как признание неоднородности или дискретности потребовало бы допущения пустоты («того, чего нет»), оно вечно пребывает на одном и том же месте (В 8,29), «ни в чем не нуждается» (В 8,33), лишено чувственных качеств и любых процесов изменения (В 8,40-41) и, наконец, заключено Судьбой (Мойрой; она же Необходимость-Ананке и Правда-Дике) в границы идеальной «сферы» (при этом употребляется слово «онкос» — «глыба, масса»), «повсюду уравновешенной от центра» (В 8, 43-44). В аргументации П., помимо закона противоречия и принципа «из ничего не будет ничего», существенную роль играет закон достаточного основания (известный впоследствии какμηδὲν μάλλον,«ничуть не более так, чем так»). Закончив «достоверное слово об истине», богиня переходит к «мнениям смертных» и излагает пространную космологию в ионийском стиле, начиная от первоэлементов («форм», В 8, 53 сл.), происхождения неба и светил (В 10-11), неясной нам космологии (В 12) и кончая физиологией познания (В 16), эмбриологией (В 17) и даже происхождением гермафродитов (В 18).
Упраздненный в первой части мир человеческого опыта оказывается реабилитированным на правах вероятной гипотезы. Мир истины и мир доксы - один и тот же мир, воспринимаемый божественным (идеальным) и человеческим (несовершенным) субъектом, соответственно, как неподвижное одно в первом случае, как становящееся многое - во втором. Мир доксы всецело обусловлен человеческим языком, произвольно установившим множество «имен» для одного сущего (ср. В 8, 38 сл. и особенно В 19, 3). Мир доксы не вполне нереален: он «смешен» из бытия и небытия, истины и лжи. На феноменальном уровне «бытие» и «небытие» выступают как «свет» и «тьма» («эфирный огонь» и «тяжелое тело земли»), активный дух и косная темная материя; это два фундаментальных элемента, «смешением» которых в определенных пропорциях конституируется все многообразие чувственных феноменов, а также объясняются состояния сознания, жизнь и смерть и т. д. Все физические противоположности -«разреженное и плотное», «легкое и тяжелое», «горячее и холодное» (В 8, 56-59 со схолием) и т. д. сводимы к оппозиции света и тьмы как синонимы. Но один член этой фундаментальной оппозиции - мнимый, и его «не следовало называть» отдельным именем (В 8, 54): «ночь» есть отсутствие света и, следовательно, несубстанциальна. В этом - роковая ошибка смертных, приведшая их от монизма к дуализму. В космогонию доксы встроена политеистическая теогония (В 13; А 37): «боги» понимаются как аллегории стихий, светил, страстей и т. д.; тем самым традиционная мифология низводится до уровня «мнения толпы», а метафизика истины приобретает характер новой, рациональной, монотеистической теологии (отсюда и сакральный язык вступления). «Бестрепетное сердце истины», «неуязвимость» и «незыблемость» сущего в этическом сознании претворяются в «невозмутимость» мудреца, железную мораль, презрение к чувственным удовольствиям и боли как нереальным и т. д. (ср. легенду о героической смерти Зенона, пронесшего «учение Парменида» через пытки как золото чистой пробы через огонь — 29 А 7).
Типологически философия П. близка к системе идеалистического монизма типа адвайта-веданты, однако необходимо учитывать отсутствие в его время строгого дуализма духа и материи, идею пространственной протяженности (и даже телесности) сущего (английский историк философии Дж. Бернет, впадая в другую крайность, считал П. «отцом материализма»). Помимо прямого влияния на традиции Элейской и Мегарской школ, философия П. косвенно, через требование рационального обоснования движения и множественности, оказала воздействие на формирование натурфилософских систем 5 в. (особенно атомистов) и теоретическую физику Аристотеля. Противопоставления бытия и становления, чувственного и умопостигаемого, истины и мнения вошло в азбуку платонизма. Традиция видеть в П. ключевую фигуру в истории раннегреческой мысли и даже делить ее на до- и послепарменидовскую восходит к книге К. Райнхардта (1916). В 20 в. особый интерес к П. обнаруживает экзистенциальная феноменология (Хайдеггер) и англо-американская аналитическая философия.
Фрагм.:DK I, 217-246;Untersteiner M.Parmenide. Testimoniaze e frammenti. Fir., 1958;Tar an L.Parmenides. A text with transi., comm. and critical essays. Princ, 1965;Bormann К.Parmenides. Hamb., 1971;Heitsch E.Parmenides. Munch., 1974;Gallop D.Parmenides of Elea, Fragments. Tornt, 1984;Coxon A. H.The Fragments of Parmenides. Assen, 1986;Aubenque P.(éd.). Études sur Parménide. T. 1. Le Poème de Parménide. T. 2. Problèmes d'interprétation. P., 1987; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 274-298.
Лит.:Long Α. Α.The Principles of Parmenides' Cosmogony, -Phronesis8, 1963, p. 90-107 (repr. Allen R. E., Furley D. J. (edd.). Studies in Presocratic Philosophy. Vol. 2. L., 1975, p. 82-101);Furth M.Elements of Eleatic Ontology, -JHPh6, 1968, p. 111-132 (repr. Mourelatos A. P. D. The Pre-Socratics. N. Y., 1989, p. 241-270);MourelatosA. P. D.The Route of Parmenides: A Study of Word, Image, and Argument in the Fragments. N. Hav., 1970; Die Einheit der Erfahrung: eine Interpretation der Parmenidieschen Fragmente. Münch.; W., 1976;Heidegger M.Parmenides, Fr./M., 1982; Parmenides Studies Today, -Monist62, 1, 1979;Kahn С. Н.Being in Parmenides and Plato, -PPass43, 1988, p. 237-261;Доброхотов А. Л.Учение досократиков о бытии. M., 1980.
А. В. ЛЕБЕДЕВ

Синонимы:
философ


  1. парменидПарменид вв. до н. э.Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного сплошь заполненного шара. Противопоставлял учение истины и учение мнения. В учении мнения Пар...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. парменидиз Элеи в Южной Италии род. ок. или ок. г. до н. э. греческий философ. Происходил из знатной и богатой семьи. Повидимому составил законы для жителей Элеи. На году жизн...Античные писатели. Словарь
  3. парменидвв. до н. э. Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного сплошь заполненного шара. Противопоставлял учение истины и учение мнения. В учении мнения Парменид изл...Античный мир. Словарь-справочник
  4. парменидок. ок. до н. э. др.греч. философ выдвинул ряд астрономич. и физич. гипотез в крых отразились его стихийноматериалистич. взгляды на природу. Мир по П. неподвижный и спло...Атеистический словарь
  5. парменидок. ок. до н. э. др.греч. философ выдвинул ряд астрономич. и физич. гипотез в крых отразились его стихийноматериалистич. взгляды на природу. Мир по П. неподвижный и сп...Атеистический словарь II
  6. парменидПАРМЕНИД Parmenides из Элей в Юж. Италии р. ок. до н. э. древнегреческий философ представитель элейской школы. iБыл идейно связан через Ксенофана iс Анаксимандром iи чер...Большая советская энциклопедия
  7. парменидParmendes из Элеи в Южной Италии родился около до н. э. древнегреческий философ представитель элейской школы См. Элейская школа. Был идейно связан через Ксенофана с Анак...Большая Советская энциклопедия II
  8. парменидиз Элеи период расцвета до н. э. древнегреческийфилософ основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различиемежду умопостигаемым неизменным и вечным единым ...Большой энциклопедический словарь II
  9. парменидок. ок. до н.э. древнегреческий философ главный представитель элейской школы. Он считается другом и учеником Ксенофана а также учеником Анаксимандра. Учение Парменида п...Великие философы
  10. парменидкон. в. в. до н.э. др.греч. философ виднейший представитель элейской школы. Учение П. изложенное им в философской поэме О природеem было направлено против диалектич. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. парменидиз Элеи расцвет жизни и творчества в до нашей эры древнегреческий философ основатель элейской школы. Первым ввел различие между умопостигаемым неизменным и вечным един...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. парменидиз Элеи в Юж. Италии конец VI начало V в. до н.э. др.греч. философ основатель Элейской шк. Автор филос. поэмы О природе от крой сохранилась значительная часть. Современ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  13. парменидПАРМЕНИД Элейский вторая половина начало в. до н.э. основоположник элейской школы одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской...Новейший философский словарь
  14. парменидЭлейский вторая половина начало в. до н.э. основоположник элейской школы одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции...Новейший философский словарь II
  15. парменидгреческий философ Элея ок. ок. до Р.Х. Его поэма О природе первая философская теория бытия взятая на вооружение западной культурой таинственным образом объединяет ве...Новый философский словарь
  16. парменидParmendes происходивший из знатного и богатого рода в Элее процветал ок. г. до Р. X. ученик и друг Ксенофана а по другим также слушатель Анаксимандра. Полагают что он в...Реальный словарь классических древностей
  17. парменидгреческий философ Элея ок. ок. до Р.Х. Его поэма О природе первая философская теория бытия взятая на вооружение западной культурой таинственным образом объединяет ве...Сверхкраткий философский словарь
  18. парменидшт. Parmenides из Элей Юж Италия треч. философ ок. до н. э. тлава школы элеатов возможно ученик Ксенофана. П. . который на родине выступал как законодатель м. б. как пре...Словарь античности
  19. парменидпарменид сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  20. парменидок. гг. до н.э. древнегреческий философ основатель элейской школы. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности говоря о бы...Словарь-справочник по философии
  21. парменидиз Элеи в Юж. Италии р. ок. до н. э.согласно Платону ок. согласно Аполлодору др.греч. философ основатель элейской школы. Автор филос. поэмы О природе от крой до нас дошл...Советский философский словарь
  22. парменидПАРМЕНИД из Элеи расцвет жизни и творчества в до нашей эры древнегреческий философ основатель элейской школы. Первым ввел различие между умопостигаемым неизменным и ве...Современная энциклопедия
  23. парменидПАРМЕНИД из Элеи период расцвета до н . э. древнегреческий философ основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым неизменным и веч...Современный энциклопедический словарь
  24. парменидПАРМЕНИД ок. ок. до н.э. др.греч. философ элеат городгосударство Элея. В своей филос. поэме О природе поставил проблемы бытия и небытия сформулировал идею тождества б...Философская энциклопедия
  25. парменидиз Элеи в Юж. Италии р. или до н.э. древнегреч. философ представитель элейской школы. П. был идейно связан через Ксенофана А Diels с Анаксимандром и через пифагорей...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. парменидрод. ок. ум. до Р. X. древнегреч. философ из Элей Южная Италия. После Ксенофана который был скорее поэтом чем философом Парменида можно считать первым подлинным филос...Философский энциклопедический словарь
  27. парменидПарменид греческий философ конца V и первой половины V в. принадлежавший к элеатской школе см. П. уже в зрелом возрасте стал слушателем Ксенофана но не прямым его послед...Энциклопедический словарь
  28. парменидгреческий философ конца V и первой половины V в. принадлежавший к элеатской школе см. П. уже в зрелом возрасте стал слушателем Ксенофана но не прямым его последователем о...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. парменидПарменид Parmenides из Элеи в Южной Италии род. ок. или ок. г. до н. э. греческий философ. Происходил из знатной и богатой семьи. Повидимому составил законы для жителей...Энциклопедия античных писателей
  30. парменидПАРМЕНИД Элейский вторая половина начало в. до н.э. основоположник элейской школы одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской...Энциклопедия История философии
  31. парменидПАРМЕНИДр. ок. до н.э. греческий философ уроженец Элеи другое название Велия. В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом тогда ок. до н.э. е...Энциклопедия Кольера II
  32. парменидПарменидParmenides . Философ элеатской школы ученик Ксенофана жил за лет до Р. X. В Элее его высоко чтили не только как философа но и как законодателя и высоко нравствен...Энциклопедия мифологии
  33. парменидПАРМЕНИД диалог Платона влияние которого простирается далеко за пределы западной философской традиции. В неоплатонизме П. рассматривался как главный текст подлежащий ком...Энциклопедия эпистемологии и философии науки