Античная философия

ПАНЕТИЙ

ПАНЕТИЙ(Παναίτιος)Родосский(ок. 180 до н.э., Родос - ок. ПО до н. э., Афины), философ-стоик, родоначальник т. н. Средней Стой.
П. происходил из старинного и влиятельного рода в г. Линд на Родосе. Первые сведения о стоическом учении, вероятно, получил отКратета из Маллав Пергаме (Strab. XIV 5, 16 = fr. 5 Van Straaten). Из Пергама П. переехал в Афины, где (видимо, в 150-х) слушалДиогена Вавилонского,а затемАнтипатра.В Риме познакомился с влиятельным государственным деятелем Сципионом Эмилианом (предположительно в сер. 140-х - fr. 25) и его окружением - Квинтом Муцием Сцеволой, Квинтом Эмилием Тубероном, Публием Рутилием Руфом и др.; там он жил довольно долго, периодически бывая в Афинах (ISHerc, col. 63). В 129, после смерти Антипатра, П. возглавил стоическую школу и был почтен афинским гражданством (fr. 27). В Риме авторитет П. оставался исключительно высоким (Цицерон неизменно отзывался о нем в превосходной степени, напр., De leg. Ill 14; De fin. IV 9, 23; De off. II 14,51).
От сочинений П. сохранились немногочисленные фрагменты (не более 50-60, если руководствоваться строгими критериями аутентичности; значительная часть этих текстов находится в трактатах Цицерона). Известны следующие названия: «О промысле»(Περὶ προνοίας= fr. 33); «О надлежащем»(Περὶ τοΰ καθήκοντος= 34); «О школах»(Περὶ τῶν αἱρέσεων =49); «О Сократе»(Περὶ Σωκράτους= 50); «О благодушии»(Περὶ εὐθυμίας =45); Послание к Туберону (Cic. Tusc. IV 4). Возможно, П. (как и его ученик Посидоний) составил географическое описание побережья Италии (Lyd. Démens. IV 115 = 136).
П. — первый крупный реформатор стоицизма, существенно изменивший некоторые положения школьной доктрины, источником обогащения которой он считал платонизм. Прокл прямо зачисляет П. в платоники (In Tim.I p. 162, 12 Diehl = 57/76: «Панетий и некоторые другие платоники»; о симпатиях П. к Платону см. Cic. Tusc. I 79). П. занимался историей философских школ и, в частности, проблемой подлинности сочинений сократиков (D.L. II 64). Возможно, что в дополнение к внешнему делению греческой философии на ионийскую и италийскую П. ввел внутренний критерий, считая Сократа ключевым пунктом, с которого началось обращение философии к делам человеческим - вероятная тема соч. «О Сократе» (Athen. XIII 556 В = 133 cf. 134). Большой интерес П. проявлял к Аристотелю и перипатетикам (Cic. De fin. IV 28,79).
Придерживаясь традиционного для стоиков деления философии на три части (хотя теорией познания и формальной логикой П., видимо, специально не занимался), П. начинал изложение с физики, основы которой излагались, вероятно, в трактате «О промысле». Вразрез со школьной традицией П., как иБоэт,отрицал учение о «воспламенении» (Philo. Aetern. 76 = 65; Cic. Nat. D. II 118): космос вечен (D. L. VII 142 = 66). Также П. сомневался в мантике, хотя и не отрицал ее открыто (Cic. Divin. I 6; II 88; D. L. VII 149 = 70 сл.). Вероятно, у П. заимствованы аргументы против астрологии и мантики в трактате Цицерона «О дивинации» (II 87-97). Возможно, и в трактате «О природе богов» Цицерон использовал материалы трактата П. «О промысле» (II 98 сл. - рассуждения о красоте и совершенстве космоса). Возможно также, что т. н. «трехчастная теология», различавшая теологию поэтов, философов и государственных деятелей (народную), восходит к П. (Tertull. Ad nat. II 1 сл.; Aug. Civ. D. IV 27; VI 6 и др. - свидетельства приписывают данное мнение Квинту Муцию Сцеволе иВаррону).
Психология. Человек - важнейшая сфера интересов П. Душа состоит из шести частей вместо обычных восьми (85). Речевая способность есть «часть влечения», т. е. приравнивается к простой функции «ведущего начала»; способность продолжения рода есть функция низшей «природы», но не разумной души в собственном смысле слова (Nem. De nat. hom 15 = 86; 26 = 86 a). Уже здесь намечен дуализм природа / разум. В отличие отХрисиппаП. считал, что аффективная сторона души существует в ней самостоятельно наряду с разумной, но не как функция последней. Часть души - импульс, часть - разум (Cic. De off. 1101 = 87/107; I 132 = 88; I 105 = 81). Душа смертна: в этом одном, по словам Цицерона, П. разошелся с Платоном. Аргументы П.: 1) все рожденное смертно, душа - рожденна (о чем свидетельствует сходство отцов и детей не только обликом, но и нравом), следовательно, она смертна; 2) все, способное страдать, доступно болезни, а все таковое смертно, душа - способна страдать, следовательно, смертна (Tusc. I 79 = 83, cf. I 42).
Из антропологии и психологии следовали важные выводы для этики. Ее основоположения излагались в трактате «О надлежащем» (им широко пользовался Цицерон в одноименном сочинении), который П. задумал в трех разделах: 1 - о нравственно-прекрасном; 2 - о полезном; 3 - о соотношении прекрасного и полезного (этот последний, как свидетельствует Цицерон, не был написан). Конечная цель - жизнь согласно «побуждениям, данным нам природой»(ἐκ φύσεως ἀφορμάς- Clem. Strom. II 21, 129 = 96). П., возможно, стремился расширить школьное понятие блага за счет «природных» ценностей - здоровья, красоты и т. п. (Cic. De fin. IV 9, 23; D. L. VII 128).
Природой заданы четыре основных влечения: к познанию мира, к общению с другими людьми, к возвышению собственной души (к главенству) и к упорядочению жизни (Cic. De off. I 11-17). Природные влечения со временем развиваются в добродетели и служат основой «надлежащего». Совокупность природных влечений передается понятием «прекрасное» (καλόν = honestum), - ибо все, чего природа требует от человека, разумно, а потому нравственно-прекрасно. «Надлежащее» в поступках передается понятием «подобающее»(πρέπον =aptum, decorum) (Ibid. 114; 1126 - не включает Ван Страатен; ср. I 93-101 = 87/107). Т. обр., впервые добродетели непосредственно выводятся из «первичного по природе», а «надлежащее» приравнивается к добродетели как ее практическое воплощение (D. L. VII 128; перипатетическое разделение добродетелей на теоретические и практические приписано П. Диогеном Лаэртием - VII 92 - вероятно, ошибочно).
Из четырех основных влечений выводятся четыре традиционные добродетели: «мудрость» и «разумность» (соответствует добродетели «вообще» фр. 103-104), «справедливость» (105), «мужество», однако, заменяется добродетелью «величия души»(μεγαλοψυχία =magnitudo animi) (106/107), позволяющей быть выше всех превратностей судьбы (D. L. VII 93; Sext. Adv. math. IX 161), - эта замена была сохранена в этике Поздней Стой, где «величие души» занимает исключительно высокое положение (ср.Сенека).
П. предложил новую интерпертацию «апатии» с учетом новшеств в психологии, подразумевающих, что аффективная сторона души рядопо-ложена разумной и совершенно устранить воздействие аффектов невозможно в принципе (Gell. N. Att. XII 5, 4 = 111; Cic. De off. I 69). Авл Геллий, вероятно, ошибается, приписывая П. полное отрицание «апатии». Скорее, П. существенно изменил значение этого понятия, сблизив его с перипатетической«метриопатией»и переосмыслив раннестоическую концепцию «благострастия»(εὐπάθεια). У П. «благострастие» - это гармоническое сочетание разума и аффектов, единство принципов и поведения, внутреннего (= «величие души») и внешнего достоинства. Нечто подобное П. хотел видеть в Сципионе. Вероятно, новое понимание «апатии» было изложено в трактате «О благодушии» (D. L. IX 20 = 45), которым, возможно, пользовался Плутарх в своем одноименном сочинении. Идеал мудреца П. принимал лишь как абстрактную школьную догму (ср. Sen. Ер. 116, 5 = 114).
Моральной ценностью обладает само стремление к идеалу - «продвижение» (ср. Cic. De off. Ill 12-13 = 101), реально достижимая вершина которого представима в синтетической добродетели «величия души», связывающей этику П. с его политической программой. «Величие души» предстает как соединение справедливости и мужества, воплощенное в совершенном государственном деятеле (cf. Plut. Demosth. 13, 5-6 = 94), подобном Сципиону. Властвовать достоин только нравственный человек. Государство - средство для воспитания достойных людей, нравственная институция, корни которой уходят в первичные влечения (ср. Cic. Rep. 134). Если объединение людей не преследует общей пользы и не способствует росту добродетели, оно не достойно называться государством (Cic. De off. I 124; II 51 и др.).
Весьма вероятно, что не без влияния П. в кружке Сципиона стал оформляться тот круг ценностей, смысл которых Цицерон позже выразил в понятии humanitas: человек тем более достоин уважения, чем полнее он реализовал свои способности, оформленные как риторическое совершенство, благовоспитанность и общая «цивилизованность» (Cic. De orat. I 33; 71; II 85-86; III 58; 94 etc.; Quint. Inst. or. II 15, 33).
Ученики (fr. 137-163): 1) римляне, участники кружка Сципиона: Ту-берон, Гай Фанний, Лелий, Квинт Муций Сцевола, Рутилий Руф; 2) греки: Аполлоний из Нисы, Деметрий Вифинский, Платон Родосский, Аполлодор Афинский и др. Самыми известными учениками П. былиГекатой РодосскийиПосидоний из Апамеи.
Фрагм.:Panaetii Rhodiifragmenta. Coll. M. van Sraaten. Leiden, 19522, 19623;Panezio di Rodi.Tesimonianze. Trad. et. comm. da F. Alesse. Nap., 1997.
Лит.:Pohlenz M.Antikes Fuhrertum. Cicero «De officiis» und das Lebensideal des Pa-naitios. Lpz.; В., 1934;LabowskyL.Die Ethik des Panaitios. Lpz., 1934;Knoche U.Magnitudo animi. Untersuchungen zur Entstehung und Entwicklung eines römischen Wertgedankens. Lpz., 1935;Van Straaten M.Panetius, sa vie, ses écrits et sa doctrine avec une edition des fragments. Amst, 1946;Grilli A.Studi paneziani, -SIFC29, 1957, 31-97;Steinmetz E-A.Die Freunschaftslehre des Panaitios nach einer Analyse von Ciceros «Laelius de Amicitia». Wiesb., 1967;Lieberg G.Die «theologia tripertita» in Forschung und Bezeugung, - ANRW I, 4, 1973, S. 63-115;Dyck A. R.The Plan of Panaetius' Peri Tou Kathekontos, -AJP100, 1979, p. 408-414;Idem.On Panaetius' conception ofμεγαλοφυχία, - MusHelv38, 1981, p. 153-161;Puhle A.Persona. Zur Ethik des Panaitios. Fr./M., 1987;Alesse F.Panezio di Rodi e la tradizione stoica. Nap., 1994;Lefèvre Ε.Panaitios' und Ciceros Pflichtenlehre. Vom philosophischen Traktat zum politishen Lehrbuch. Stuttg.,2001;VimercatiE.II mediostoicismo di Panezio. Mil., 2004.
А. А. СТОЛЯРОВ

  1. панетийс Родоса ок. ок. гг. до н. э. греческий философ. Происходил из богатой аристократической семьи из Линда на Родосе. Получил глубокое риторическое и философское образовани...Античные писатели. Словарь
  2. панетийПанетий Panaitios с Родоса ок. ок. гг. до н. э. греческий философ. Происходил из богатой аристократической семьи из Линда на Родосе. Получил глубокое риторическое и фило...Энциклопедия античных писателей