Античная философия

ПАЙДЕЙЯ

ПАЙДЕЙЯ(греч. παιδεία - формирование ребенка, образование, воспитанность, культура, лат. humanitas - вселенская образованность как существо человека) - универсальная образованность; у Исократа и Платона - синоним философии, в европейской традиции - условие возможности философии.
Понятие пайдейи возникло в греческойсофистике5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону», душа уносит с собой на тот свет только воспитание-пайдейю (Phaed.107d3). Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (Pol. 1263b37), т. е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (Ь40). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание-пайдейя в системе этико-политических взглядов Аристотеля - условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая - как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию.
Через усвоение соответствующего термина благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками понятие пайдейи было воспринято эллинизированным иудейством (многочисленные тексты Филона Александрийского), и в дальнейшем ранним христианством (напр., «Послание к евреям» 12:5, 3; см. также многочисленные тексты Иустина Философа, Климента Римского, Климента Александрийского, Оригена Александрийского, Евсевия Кеса-рийского) и патристикой (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский и др.).
В 19-20 вв. понятия пайдейи возрождается в немецкой классической философии (Гегель), неогуманизме (В. Йегер, А.-И. Марру) и герменевтике (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер).
Лит.:Jaeger W.Paideia, die Formung des Griechischen Menschen. Bd. 1-3. В., 1954-19552 (рус. пер. Bd. 1-2:Йегер В.Пайдейа. Воспитание античного грека. М, 1997-2001;Marrou H.-I.Histoire de l'éducation dans l'antiquité. P., 19656 (рус. пер.:Марру А.-И.История воспитания в античности (Греция). М., 1998).
Ю. А. ШИЧАЛИН

  1. пайдейягреч. Pais ребенок понятие которым древние греки обозначали процесс воспитания инкультурации как способа формирования самостоятельной развитой личности готовой к осущес...Мировая художественная культура. Словарь
  2. пайдейягреч.em pais ребенок в первую очередь воспитание и образование детей затем вообще образование гармонич. телесное и духовное формирование человека реализующее все его спо...Словарь античности
  3. пайдейяот греч. paideia образование воспитанность понятие античной философии обозначающее универсальное образование и воспитанность....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  4. пайдейяПАЙДЕЙЯ ПАЙДЕЙЯ греч. формирование ребенка образование воспитанность культура понятие античной философии означающее универсальную образованность ср. лат. humanitas вс...Философская энциклопедия
  5. пайдейяот греч. pais ребенок воспитание культура как способ формирования самостоятельной развитой личности способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному вы...Человек и общество
  6. пайдейяПайдейя гр.em pais ребенок воспитание культура как способ формирования самостоятельной развитой личности способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательн...Энциклопедия культурологии