Античная философия

ОРИГЕН ПЛАТОНИК

ОРИГЕН(Ὠριγένης)Платоник(сер. 3 в. н. э.), ученикАммония Саккаса.Согласно «Жизни Плотина» Порфирия (V. Plot. 3, 24-32 Henry-Schwyzer), ученики Аммония О.,Плотини Геренний договорились не разглашать доктрины учителя, но О. все же написал два сочинения: «О демонах»(Περὶ τῶν δαιμόνων)и «О том, что Царь — единственный Творец»(Ὅτι μόνος ποιητής ὁ βασιλεύς),последнее в правление имп. Галлиена (253—268). Порфирий также упоминает, что, когда О. посетил урок Плотина, тот смутился и прекратил занятие, заявив, что О. уже знает то, о чем он собирается говорить (Ibid. 14, 20-25).
Кроме Порфирия о платонике О. упоминают Евнапий, Немесий Эмес-ский, Прокл и Фотий (всего 17 фрагментов - см. Weber 1962). Прокл характеризует О. как соученика Плотина и одного из тех толкователей Платона, которые считают первоначалом Ум, а не Единое (Th. Plat. 2, 4 (vol. 2, p. 31, 2-22 Diehl). Название трактата О. «О том, что Царь - единственный Творец», по-видимому, если только речь не идет о панегирике Галлиену, указывает на критику того различения высшего первоначала («Царя» -выражение из Plat. Epist. Il 312e) идемиурга,которое проявилось уже уНумения(Numen. fr. 12 Des Places = Eus. Pr. Ev. XI 18), a затем и в плоти-новской концепции абсолютно трансцендентного Единого (напр., Епп. V 1, 8. 1-10). Т. обр., О., скорее всего, считал именно Ум как первоначалом, так и демиургом. В другом месте Прокл описывает дискуссию между О. иЛонгиномпо поводу Plat. Tim. 19d, где отрицается, что поэты способны «прочесть подобающее похвальное слово мужам и государству». По мнению О., которое он защищал в течение трех дней, «крича, краснея и обливаясь потом», это высказывание Платона не относится к Гомеру, чьи произведения весьма полезны для воспитания гражданских добродетелей (Procl.In Tim. I 63-64 Diehl).
В научной литературе обсуждается вопрос о возможном тождестве О.-платоника и О.-христианина (см.Ориген Александрийский),который, согласно Порфирию (ар. Eus. Hist. Eccl. VI 19, 6-7), был «воспитан как эллин в эллинских учениях» (вопреки Евсевию, Hist. Eccl. VI 2, 7-11; 19, 9-10) и тоже учился у некоего Аммония. Предлагаются три варианта решения этой проблемы: 1) Порфирий и в данном случае, и в «Жизни Плотина» имеет в виду О.-христианина, который учился у Аммония Саккаса; 2) речь идет о двух разных Оригенах, христианине и платонике, которые оба учились у Аммония Саккаса; 3) О.-платоник учился у Аммония Саккаса, а О.-христианин - у некоего Аммония-христианина (Hist. Eccl. VI 19, 9-10). Против отождествления двух Оригенов говорит то, что О.-христианин написал огромный корпус сочинений, а О.-платоник, согласно Порфирию, написал всего два сочинения, и по утверждению Лонгина, которое цитирует Порфирий, был не склонен к литературной записи своих учений (ар. V. Plot. 20, 36^7). Кроме того, О.-христианин примерно на 20 лет старше Плотина, и они вряд ли могли быть знакомы, т. к. О.-христианин уехал из Александрии ок. 232, когда Плотин только начал учиться у Аммония. Чтобы посетить занятие Плотина, О.-христианин должен был приехать в Рим не ранее 244, о чем ничего неизвестно, а чтобы написать трактат при имп. Галлиене, он не должен был умереть еще при имп. Галле (251-253), согласно Евсевию, Hist. Eccl. VII 1,1.
Лит.:Weber К. О.Origenes der Neuplatoniker. Münch., 1962;Theiler W.Ammonios, der Lehrer des Origenes, - Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966, S. 1-45;Dorne H.Ammonios, der Lehrer Plotins, - Idem. Platonica minora. Münch., 1976, S. 324-360;Idem.Der König. Ein platonisches Schlüsselwort, von Plotin mit neuem Sinn erfüllt, - Ibid., S. 390-405;Goulet R.Porphyre, Ammonius, les deux Origènes et les autres... -RHPhR57, 1977, p. 471-496;Schroeder F M.Ammonius Saccas, - ANRW II 36, 1, 1987, p. 493-596;Edwards M.Ammonius, teacher of Origen, -JEH44, 2, 1993, p. 169-182.
За тождество О.-платоника и О.-христианина высказываются:Crouzel H.Origène et Plotin, élèves d'Ammonius Saccas, -BLE57, 1956, p. 193-214;Idem.Notes critiques sur Origène (I), -BLE59, 1958, p. 3-7;Kettler F. H.War Origenes Schüler des Ammonios Sakkas? - Epektasis. Melanges offerts à J. Daniélou. P., 1972, p. 327-334;Idem.Origenes, Ammonios Sakkas und Porphyrios, - Kerygma und Logos. Festschrift fur C. Andresen. Gott., 1979, S. 322-328;Beatrice P. F.Porphyry's Judgement on Origen - Daly R. J. (éd.) Origeniana Quinta. Leuven, 1992, p. 351-367.
A. В. СЕРЕГИН