Античная философия

МОНИМ

МОНИМ(Μόνιμος)изСиракуз(2-я пол. 4 в. до н. э.), философ-киник, последовательДиогена СинопскогоиКратета Фиванского.Краткая биография M. y Диогена Лаэртия отличается изрядной даже для Диогена занимательностью; едва ли не самая информативная ее часть содержится в цитате из комедиографа Менандра (D. L. VI 82-83). М. был рабом (в Коринфе, и его хозяин был знаком с хозяином Диогена Синопского), но получил свободу благодаря хитрой уловке, притворившись безумным. После этого М. немедленно пошел в ученики к Диогену, воспринял кинический образ жизни и соответствующий костюм, завел себе целых три сумы, а не одну и усвоил киническое морализаторство.М. «был престрог, презирал мнимое, побуждал к истине» (VI 83), его девизом стала освященная памятью Сократа дельфийская максима «Познай самого себя».
Диоген Лаэртий сообщает о трех сочинениях М.: «Безделицы и в шутку И всерьез»(Παίγνια σπουδῇ λεληθυίᾳ μεμιγμένα),«Ο побуждениях»(Περὶ ὁρμῶν)и «Протрептик». Невозможно установить, какому сочинению принадлежат сохраненные доксографами изречения. Возможно, тема соч. «О побуждениях» была связана с установкой на «побуждение к истине», о котором сообщает Диоген Лаэртий (см. выше), и в нем М. развивал мысль своего наставника Диогена Синопского о жизни в согласии с природой, т. е. с естественными побуждениями (гипотеза Dudley, p. 41).
Наиболее известное высказывание М. зафиксировано в двух версиях: «Все нами воспринятое иллюзорно»(τῦφον)(из комедии Менандра «Конюший», цит. по D. L. VI 83, ср. Марк Аврелий, Размышления II, 15) и «все - иллюзия»(τῦφον τὰ πάντα)(Sext. Adv. math. VIII 5), что Секст толкует как мнение «о несуществующем как о существующем». Кроме этого, имеются два изречения М. вполне в кинической стилистике обличения богатства и невежества: «От богатства судьбе тошно» (Stob. IV 31с, 89 = SSR II, cap. V G, fr. 4); «Лучше уж слепой, чем невежа: первый может упасть, а второй - пропасть» (Stob. II 31, 88 = SSR, fr. 5).
Источники:GIANNANTONI, SSR II, p. 519-521 (cap. V G. Monimus Syracusanus).
Лит.:Fritz K. v. Monimos(10),-RE,XVI, 1, 1933,col. 126-127;DudleyD. R.A History of Cynicism. L., p. 40-42;Döring К.- GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 302-304;Goulet-Cazé M-O.Monime de Syracuse, - DPhA IV, 2005, p. 549-552.
M. A. СОЛОПОВА

  1. монимМОНИМ МОНИМ из Сиракуз я пол. в. до н. э. греческий философкиник ученик Диогена Синайского и Кратета Фиванского. Был рабом но притворившись безумным был отпущен на вол...Философская энциклопедия