Античная философия

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, МЕГАРИКИ

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики(οἱ Μεγαρικοί)(4 - нач. 3 в. до н. э.), одна изсократических школ;основанаЕвклидом из Мегары.Принято выделять три этапа существования Мегарской школы, на основании свидетельства Диогена Лаэртия о том, что ближайших сторонников Евклида называли «мегариками», потом — «эристиками» (от греч.ἐρίζω,«спорить»), а позднее -«диалектиками», потому что эти философы представляли свои логические аргументы в форме вопросов и ответов (D. L. II 106). К «мегарикам» относят Евклида иСтилъпона,современника Диодора Крона, к «эристикам» -Евбулида,ученика Евклида и оппонента Аристотеля, иАлексина, к«диалектикам» - Клиномаха из Фурий,Диодора КронаиФилона Диалектика.В современной литературе после работы Седли(Sedley1977) «диалектическую» и «мегарскую» школы иногда рассматривают отдельно, понимая их как различные «школы»(αἵρεσις),но одно «преемство» (διαδοχή - термин эллинистической доксографии). Против этого различения аргументирует Döring 1989.
Основное внимание в раннем учении Мегарской школы(Евклид Мегарский)было сосредоточено на этике (влияние учения Сократа о едином благе) и метафизике (влияние учения элеатов о едином бытии); позднее - на логике («эристики» и «диалектики»), что также можно возвести к тем же источникам - сократовскому методу вопросов-и-ответов и апориямЗенона Элейского.Евклид развивал учение о едином благе, указывая, что для него существует много имен, а противоположного ему не существует;Стильпонотрицал общие понятия и возможность приписать любому субъекту отличный от него предикат (по общей формуле «А есть В»), и разрешал только тавтологичные высказывания («А есть А»).
Основателем «диалектической школы» считается ученик Евклида Клиномах из Фурий, «первым написавший о пропозициях(ἀξιώματα)и предикатах(κατηγορήματα)» (Ό.L. II 112). Школа была известна разработкой 1) логических парадоксов, в т. ч. софистических уловок (Евбулид); 2) модальной логики (Диодор Крон и Филон); 3) теории правильной импликации (Диодор и Филон). Наиболее известно т. н. рассуждение «Повелитель» Диодора Крона, согласно которому возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в будущем.
Учеником Диодора был Филон-Диалектик, автор сочинений «О значениях» и «О видах аргументации». В трактовке возможности Филон отошел от Диодора: по Филону, возможным является все, к чему вещь способна, даже если для осуществления данной возможности существуют неустранимые препятствия, например: толща воды мешает увидеть раковины на дне моря, тем не менее это возможно. В трактовке истинности логической импликации Диодор и Филон также расходились: по Диодору, импликация истинна, только если из истины никогда не следует ложь (импликация как модальная (необходимая) условная связь); по Филону, импликация истинна, только если сейчас из истины не следует ложь (импликация как материальная условная связь), т. е. условные высказывания в зависимости от обстоятельств времени могут менять свою истинность; напр., высказывание «Если сейчас день, то я разговариваю» по Филону истинно, если сейчас действительно день и я говорю, а по Диодору - ложно, потому что, как только я перестану говорить, из истины «сейчас день» последует ложь «я разговариваю» (см. Sext. Adv. math. VIII 113-117).
Важны две линии влияния мегарских идей: 1) Мегарики и Аристотель: в «Метафизике» Аристотель критикует анонимных «мегариков» за неверное учение о возможности (Met. IX 3), - если принять, что мегарики разделяли статичный монизм элеатов, они должны были отрицать различие между возможным и действительным; 2) Мегарики и стоики: неоспоримо влияние Мегарской школы на формирование стоической пропозициональной логики (стоик Зенон учился у Диодора Крона вместе с Филоном Диалектиком (SVF 14-5)). Стоики (прежде всего Хрисипп) и «диалектики» были создателями новой, неаристотелевской логики, в которой за базовые единицы были приняты не предикаты, а пропозиции (целые высказывания). Стоики также явились преемниками «диалектиков» в учении об обозначаемом (см.Ebert991).
Фрагм.: GiANNANTONi, SSRI, 19902, р. 375-^84;Döring К.Die Megariker: Kommentierte Sammlung der Testimonien. Amst, 1972;Muller R.Les Mégariques. Fragments et témoignages. Ρ, 1985.
Лит.:Cambiano G.Ilproblemadell'esistenzadi una scuolaMegarica, - Scuole socratiche minori e filosofia ellenistica. A cura di G. Giannantoni. Urbino, 1977, p. 25-53;Sedley D.Diodorus Cronus and Hellenistic Philosophy, -PCPS,n.s. 23, 1977, p. 74-120;Wheeler S. C.Megarian Paradoxes as Eleatic Arguments, -APhQ20, 1983, p. 287-295;Montoneri LI Megarici. Studio storico-critico e traduzione délie testimonianze antiche. Catania, 1984;Muller R.Introduction à la pensée des Mégariques. P.; Brux., 1988;Döring К.Gab es eine dialektische Schule? -Phronesis34, 1989, p. 293-310;Ebert T.Dialektiker und frühe Stoiker bei Sextus Empiricus. Gott., 1991;Barnes J.Meaning, saying and thinking, - Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer. Hrsg. v. K. Döring, Th. Ebert. Stutt, 1993, S. 47-61;Giannantoni G.Die Philosophenschule der Megariker und Aristoteles, -Ibid., S. 155-165.
M. А. СОЛОПОВА