Античная философия

КСЕНАРХ

КСЕНАРХ(Ξέναρχος)Селевкийский(80/75 до н. э. - 10-е 1 в. н. э., Рим), философ-перипатетик; вместе с перипатетикомБоэтом Сидонскимбыл ученикомАндроника Родосского(Moraux 1967, S. 1423). Преподавал сначала в Афинах и Александрии, затем в Риме, где занял достаточно высокое положение: был знаком сАрием Дидимоми самим Цезарем Августом. Учеником К. был знаменитый географ Страбон, единственный источник сведений о жизни К. (Strab. XIV 5, 4). Страбон сообщает, что слушал (в Риме) лекции грамматика Тиранниона из Амиса (XII 3, 16), который деятельно участвовал в подготовке нового издания сочинений Аристотеля (см.Андроник Родосский)',вероятно, с Тираннионом и его списками прагматий Аристотеля был знаком и К.
Несмотря на то что античная традиция называет К. перипатетиком, он был скорее критиком Аристотеля, нежели его последователем. Единственное известное нам сочинение К. - «Против пятой сущности»(Πρὸς τὴν πέμπτην οὐσίαν) —содержит обстоятельную критику аристотелевского учения обэфире.Обширные фрагменты из книги К. содержатся в комментарии к «О небе»Симпликия(Simpl. In De Caelo 13-14; 21-24; 42; 50; 55-56; 70), который сообщает, в общей сложности, о 13 выдвинутых им возражениях и апориях. К. опровергает все сформулированные Аристотелем в трактате «О небе» I, 2 доказательства существования эфира как пятого элемента, делая акцент на их внутренней противоречивости и непоследовательности. При этом К. не старается преодолеть вскрытые им у Аристотеля затруднения и предложить вместо ниспровергаемого учения какое-то другое.
Основным объектом критики К. становится тезис Аристотеля о том, что каждому простому телу (элементу) от природы свойственно совершать простое движение и что простых движений всего два: прямолинейное и круговое (In De Caelo 13-14; 42, 6-16).Возражения К.: 1) простыми являются не только движения по прямой и по кругу, но и, например, по спирали, т. к. спираль - тоже простая геометрическая фигура; 2) прямолинейные движения элементов к их естественным местам не могут быть названы естественными, т. к. любой элемент, не достигший своего естественного места, находится в процессе становления и еще не вполне обладает своей природой; 3) если каждое простое тело имеет простое движение, то из этого не следует, что и каждое простое движение соответствует простому телу; сложное тело, возникнув и став совершенно единым, тоже способно совершать простое движение; 4) каждому элементу может быть свойственно не одно, как утверждает Аристотель, а сразу несколько простых движений, в т. ч. и движение по кругу; 5) круговое движение не может принадлежать простому телу, поскольку у круга и сферы разные части движутся с разной скоростью, тогда как у простого тела разные части должны совершать одинаковые движения; 6) как заявляет сам Аристотель во «Второй Аналитике» (An. Post. I, 7, 75а35), не следует использовать математические аргументы в естествознании; значит, и о числе простых движений нельзя заключать на основании существования определенного числа простых линий.
В следующей группе возражений К. вскрывает противоречия между разными сочинениями Аристотеля (Simpl. In De Caelo 50, 55, 56): 1) в «Ме-теорологике» сказано, что горячее испарение и примыкающая к нему часть воздуха увлекаются вокруг земли круговращением неба. К. задает вопрос: является ли такое движение для воздуха и огня естественным или противоестественным? Если оно естественно, то и у воздуха, и у огня окажется сразу по два естественных движения, а если противоестественно, то одному естественному движению окажутся противоположны сразу два противоестественных. Однако в «О небе» Аристотель признает и то и другое невозможным; 2) в «О небе» говорится, что одна вещь имеет только одну противоположность, а в «Этике» добродетель противопоставляется сразу двум крайностям-порокам; 3) в «О небе» Аристотель утверждает, что небесный элемент движется по кругу по природе, тогда как в «Метафизике» он ищет объяснения его движению в более высокой причине - неподвижном первом двигателе.
Не исключено, что содержание трактата К. не исчерпывалось критикой теории пятого элемента. Из того же произведения может происходить и фрагмент, касающийся возможности существования за пределами космоса пустоты (Simpl. In De Caelo 268, 2-6), a также краткое толкование платоновского «Тимея» 30с, приводимое Проклом (In Tim. I, 452).
Книга К. была хорошо известна аристотелевским комментаторам.Александр Афродисийскийи Симпликий считали критику К. достаточно веской, чтобы в своих комментариях выступать с ее детальным опровержением, а христианский неоплатоникИоанн Филопониспользовал эту критику с целью доказательства того, что мир не вечен и, следовательно, сотворен.
Фрагм.:Ксенарх Селевкийский.Против пятой сущности (фрагм.). Пер. с греч. С. Месяц, - Космос и ДУША. М., 2005, с. 102-105.
Лит.:Moraux P.Xenarchos (5), - RE IX А2, 1967, S. 1422-1435; MORAUX, Aristotelis-mus I, 1984, S. 197-230;Sambursky S.The Physical World of Late Antiquity. N. Y, 1962, p. 122-132;Месяц С.Дискуссии об эфире в Античности, - Космос и ДУША, 2005, с. 63-112.
С. В.МЕСЯЦ

  1. ксенархXenarchus . поэт средней аттической комедии современник Демосфена. Сохранившиеся отрывки из его сочинений собр. Кок com. att. fragm. II слл.u обнаруживают способность ...Реальный словарь классических древностей
  2. ксенархКСЕНАРХ KCEHAPX из Селевкии до н. э. е гг. в. н. э. Рим античный философперипатетик. Преподавал в Афинах Александрии и в конечном итоге в Риме где подружился сначала...Философская энциклопедия
  3. ксенархКсенарх из Селевкии киликийской перипатетик жил около времени Р. Х. В Риме где провел конец жизни был учителем географа Страбона не соглашался с учением Аристотеля об э...Энциклопедический словарь
  4. ксенархиз Селевкии киликийской перипатетик жил около времени Р. Хр. В Риме где провел конец жизни был учителем географа Страбона не соглашался с учением Аристотеля об эфире и на...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона