Античная философия

КРИТОЛАЙ

КРИТОЛАЙ(Κριτόλαος)изФазелиды(1-я пол. 2 в. до н. э.), схолархПерипатетической школыпослеАристона Кеосского(возможно, ок. 190/180). Вместе с академикомКарнеадоми стоикомДиогеном ВавилонскимК. участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155.
Известно, что К. возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Аргументы К. сохранилФилон Александрийскийв трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род.Рассуждение К. в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», К. заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих (см. Philo. Aetern. 70, 1-5). Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен» (fr. 13 = Philo. Aetern. 6, 1-5);
Кроме того, К. учил, что время представляет собой не сущность(ὑπόστασις),а понятие или меру(νόημα ἢ μέτρον),fr. 14 (=Stob. I 8, 40); что душаэнтелехия,а разум эфирной природы; исправил аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту(συμπλήρωμα)душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье К., по-видимому, усвоил и стоическую терминологию (ср. «правильное мышлене»,εὐλογιστεῖν),хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях.
Фрагм.: WEHRLI, Die Schule X. Hieronymos von Rhodos. Kritolaos und seine Schüler, 19692, S. 49-58 (Komm.: S. 61-74).
Лит.:Olivier F.De Critolao Peripatetico. Diss. В., 1895;Wehrli FDer Peripatos bis zum Beginn der romischen Kaiserzeit, - GGPh, Antike 3, 1983, S. 588-591 ;White S. A.Happiness in the Hellenistic Lyceum, - Eudaimonia and Weil-Being: Ancient and Modern Conceptions. Edd. L. J. Jost, R. A. Shiner. Kelowna, 2003, p. 73-85.
M. А. СОЛОПОВА

  1. критолайдр.греч. философ уроженец Фаселиды Ликия. В н.э. вместе с др. философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огром. возде...Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. критолайCritolaus . из Фаселиды города Ликии перипатетик и преемник Аристона прибыл в Рим в г. до Р. X. вместе с Карнеадом см.u Carneades Карнеад и Диогеном в качестве посла аф...Реальный словарь классических древностей
  3. критолайдр.греч. философ уроженец Фаселиды Ликия. В н. э. вместе с другими философами прибыл в Рим с политич. миссией. Благодаря его лекциям идеи греч. философии оказали огромно...Словарь античности
  4. критолайКРИТОЛАЙ КРИТОЛАЙ из Фазелиды в. до н. э. схоларх перипатетической школы после Аристона Кеосского. Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским участво...Философская энциклопедия