Античная философия

КОРНУТ ЛУЦИЙ АННЕЙ

КОРНУТ ЛУЦИЙ АННЕЙ(Cornutus L. Annaeus, греч.Κορνοῦτος)из Лен-тиса в Ливии (10/20-80/90 н. э.), философ-стоик, учитель философии в Риме ок. 50-68 (среди его учеников - поэты Лукан и Персии), в 68 был изгнан из Рима в числе прочих философов имп. Нероном.
Сохранилось составленное К. «Краткое изложение традиционного греческого богословия»(Ἐπιδρομή τῶν κατὰ τὴν ἑλληνικὴν θεολογίαν παραδεδομένων,лат. Theologiae Graecae compendium), в котором он систематизировал для учебных целей аллегорические интерпретации греческой мифологии, толкования имен греческих богов, во многом опираясь на традицию стоической аллегорезы с ее тяготением к этимологизированию. Напр., К. начинает свое изложение с толкования слова «небо»: «Небо, дитя мое, окружает землю и море, и все, что на земле и в море, - потому оно и называется "небом"(οὐρανός),будучи границей(οὖρος)горних мест и отграничивая (ὁρίζων) [от них] природу» (Cornut. Theol. gr. 1, 1-4 Lang). Подобно тому, как людьми управляет душа, космос так же обладает душой - Зевсом(Ζεύς),имя этого божества указывает на то, что он живет изначально, повсюду и дает жизнь(τὸ ζῆν)всему живому (3, 3—6); сам Зевс - один из детей Кроноса (времени -χρόνος)и Реи (потока); Гестию(Ἑστία)древние назвали так потому, что она всегда покоится(ἑστάναι),или потому, что от природы находится в самом внутреннем месте(ἐσωτάτω),или потому, что на ней, как на некотором основании, покоится весь космос (52, 4-9). Наряду и в дополнение к этимоло-гиям К. широко использует рационалистические и естественные толкования: пожирание Кроносом своих детей надо понимать в том смысле, что все порожденное во времени по закону движения вновь исчезает через некоторое время в соответствии с тем же законом, и т. д. По К., предпринятый им труд и избранный экзегетический метод призваны показать, что традиционное богословие и мифология не представляют собой случайные выдумки, что наши предки были способны понять природу космоса и рассуждали о ней посредством символов и загадок.Знание подобных вопросов полезно для утверждения истинного благочестия, освобождения от суеверия, воспитания у молодежи правильного отношения к жертвоприношениям и молитве.
К. был также известен как автор сочинения (возможно, комментария), посвященного«Категориям»Аристотеля. Вероятно, как и сочинениеАфинодора,это была сводка возражений против учения о категориях Аристотеля, о чем можно судить по характеру ссылок на имя К. у Симпликия (Simpl. In Cat. 18, 28; 187, 31; 351, 23; 359, 1-6). По-видимому, это соч. К. тождественно соч. «Против Афинодора и Аристотеля» (Simpl. In Cat. 62, 27), у Порфирия оно упомянуто как «Против Афинодора» (Porph. In Cat. 86, 24). Ему принадлежало также соч. «О вещах, обладающих определенным состоянием»(Пер\ έκτων),известное только по названию (см.: РОху. 52, 12-13); по поводу терминаτο έκτονсм.: SVF II 471 и Simpl. In Cat. 163, 31; 209, 11, где о термине тоέκτονговорится как об одной из проблем для исследования и категориального анализа. Другие сочинения К. были посвящены риторике и поэзии, точные названия их не известны.
Соч.:Cornutitheologiae graecae compendium. Rec. С. Lang. Lpz., 1881;Mazzarino A.Grammaticae Romanae Fragmenta aetatis Caesareae. Torino, 1955, p. 167-205; Переводы:Hays R. S.Lucius Annaeus Cornutus' Epidrome (Introduction to the traditions of Greek theology). Introd., tr., notes. Diss. Texas, Austin, 1983;Корнут Луций Анней.Греческое богословие. Пер. M. M. Позднева. СПб., 2003.
Лит.:Nock A. D.Kornutus, - RE, Suppl. Bd. 5, 1931, S. 995-1005; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 592-601;Most G. W.Comutus and Stoic Allegoresis, - ANRW II 36, 3, 1989, p. 2014-2065;Long A. A.Stoic Readings of Homer, - Homer's Ancient Readers. The Hermeneutics of Greek Epic's Earliest Exegets. Ed. by R. Lamberton, J. J. Keaney. Princ, 1992, p. 41-66;Fuentes-Gonzalez P. P.Cornutus, - DPhA II, 1994, p. 460-473.
M. А. СОЛОПОВА